Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) (далее ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете пенсии.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 3 ноября 2020 г. отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от 13 мая 2020 г. N1-3-00042 в перерасчете пенсии признан незаконным. На ответчика возложена обязанность по перерасчету размера пенсии ФИО1 с 1 мая 2020 г. с учетом заработка за период с февраля 1985 года по декабрь 1985 года согласно справки N10-20/1870 от 26 марта 2018 г, в итоговой сумме заработной платы за одиннадцать месяцев в размере 7619 рублей 24 копейки, также разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования ФИО1 о перерасчете пенсии с учетом заработка за период с февраля 1985 года по декабрь 1985 года согласно справки N10-20/1870 от 26 марта 2018 г, выданной администрацией МО "Усть-Илимский район" Иркутской области Российской Федерации, в итоговой сумме заработной платы за одиннадцать месяцев в размере 5079, 49 руб, с 1 мая 2020 г. Полагает, что документы ликвидированного Седановского химлесхоза переданы на хранение МО "Усть-Илимский район" Иркутской области Российской Федерации не в полном объеме, т.е. утрачены работодателем, в связи с чем размер заработной платы истца за период с июля по декабрь 1985 года может подтверждаться косвенными доказательствами. Постоянный характер работы с февраля 1985 года по декабрь 1985 г, с уходом в отпуск с 15 января 1986 г. по 25 февраля 1986 г. с последующим увольнением подтверждается данными трудовой книжки, карточкой формы Т-2 и архивными выписками. Истец считает, что имеющаяся в справке сумма оплаты очередного отпуска позволяет сделать расчет среднемесячного заработка в указанный период и восполнить недостающие месяцы для определения общей суммы заработка за 1985 год для перерасчета пенсии.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.
Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них съедений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судами установлено, что ФИО1 с 11 января 2018 г. является получателем пенсии по инвалидности на основании решения ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым N95178/18 от 13 февраля 2018 г. (л. д. 60).
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом данных заработка за период с февраля 1985 года по январь 1990 года, в том числе, с учетом архивной справки N10- 20/1870 от 26 марта 2018 г, выданной администрацией МО "Усть-Илимский район" Иркутской области Российской Федерации за период его работы с февраля по декабрь 1985 года.
Решением УПФР от 13 мая 2020 г. истцу отказано в перерасчете пенсии, поскольку справка N10-20/1870 от 26.03.2018 года, выданная администрацией МО "Усть-Илимский район" Иркутской области Российской Федерации, была учтена при исчислении страхового стажа и при расчете размера трудовой пенсии. Ответчик при расчете размера пенсии учел размер заработной платы по данной справке за исключением периода с июля 1985 года по декабрь 1985 года, так как за этот период в справке не был указан размер ежемесячного заработка, в имеющихся на хранение расчетно-платежных ведомостях с июля по декабрь 1985 года работник ФИО1 не значится.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции произвел расчет средней заработной платы ФИО1 из выплаченной в январе 1986 года суммы за очередной отпуск и произвел подсчет общей суммы заработной платы за период с февраля по декабрь 1985 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из трудовой книжки истца следует, что 14 февраля 1985 г. ФИО1 был принят в Седановский химлесхоз вздымщиком 5 разряда, уволен по собственному желанию после окончанию отпуска 26 февраля 1986 г.
Архивной выпиской также подтверждено, что приказом директора Седановского химлесхоза ПО "Иркутскхимлес" Всесоюзного лесохимического промышленного объединения "Союзлесхимпром" от 19 февраля 1985 г. N 41-К ФИО1 был принят на работу вздымщиком 5 разряда на производственный участок "Карамыш" с 14 февраля 1985 г. со сдельной оплатой труда, приказом от 7 января 1986 г. N 3-К Дятченко С.Г. был уволен по собственному желанию с 26 февраля 1986 г. по окончании отпуска. Личной карточкой формы Т-2 также подтверждается период работы истца в указанной организации. Согласно информации, указанной в сопроводительном письме к архивной выписке, расчетно-платежные ведомости за 1985 год поступили на хранение не в полном объеме. В имеющихся на хранении расчетно-платежных ведомостях за второе полугодие 1985 года ФИО1 не значится.
В архивной справке N10-20/1870 от 26 марта 2018 г, выданной администрацией МО "Усть-Илимский район" Иркутской области ежемесячный размер заработной платы указан за период с февраля по июнь 1985 года, а также указана сумма, начисленная истцу за очередной отпуск в январе 1986 года, размер заработка за период с июля по декабрь 1985 года не указан.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод истца о том, что ежемесячный размер средней заработной платы в период с июля по декабрь 1985 года должен быть определен из суммы оплаты очередного отпуска (январь 1986 года), так как представленная архивная справка не содержит сведений, бесспорно и однозначно подтверждающих конкретный фактический заработок истца в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, работодателем сведения о заработной плате истца в установленном законном порядке не сохранены, однако сведения, содержащиеся в представленной справке, с учетом условий работы со сдельной оплатой труда ФИО1 и отсутствием расчетно-платежных документов, не позволяют определить размер заработка истца в спорный период и принять указанный документ в качестве основания для перерасчета страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Каких-либо иных письменных доказательств, позволяющих установить фактический индивидуальный заработок, получаемый истцом в указанный период, суду представлено не было, усредненные показатели - средние данные о заработке, исчисленные из суммы оплаты очередного отпуска не могут быть использованы для подтверждения ежемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дятченко Сергея Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.