Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.М. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную пенсию, обязании назначить досрочную пенсию по кассационной жалобе А.М. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 18.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.03.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в г. Севастополе) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную пенсию, обязании назначить досрочную пенсию.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 18.11.2020 в удовлетворении исковых требований А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе А.М. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, А.М. являлся гражданином Украины, место его постоянного жительства по паспорту гражданина Украины зарегистрировано в городе Головка, Донецкой области.
А.М. являлся получателем пенсии по выслуге лет на территории Украины до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с переездом А.М. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело пенсионера МВД Украины А.М, получавшего пенсию за выслугу лет, направлено в УМВД России. Начальником Центра финансового обеспечения УМВД России по г. Севастополю представлены заверенные копии документов на А.М. относительно расчета выслуги лет, денежном содержании, о трудовой деятельности в УМВД Донецкой области, включая заявление А.М. об истребовании его пенсионного дела из пенсионного фонда Украины.
Также, А.М. осуществлял трудовую деятельность на территории Украины (Донецкая область) до ДД.ММ.ГГГГ (уволен ДД.ММ.ГГГГ из ООО "Содружество").
А.М. приобретена ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность с Л.В. в равных долях "адрес", расположенная в городе Севастополе, "адрес", право собственности зарегистрировано в ЕГРН Украины ДД.ММ.ГГГГ.
Факт постоянного проживания А.М. на территории г. Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ, включая и на ДД.ММ.ГГГГ, установлен решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25.11.2014.
Решением УФМС России по г. Севастополю от 28.10.2016 А.М. признан гражданином Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ А.М. выдан Федеральной миграционной службой паспорт гражданина Российской Федерации, согласно которого места проживания истца А.М. зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ в городе Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Севастополе А.М. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ А.М. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Севастополе, в которой просил произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения ДД.ММ.ГГГГ с применением норм Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. К данной жалобе истцом приложена копия решения суда об установлении факта постоянного проживания.
Ответом ГУ УПФ РФ в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ N N сообщено А.М. об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2 данного федерального закона, у А.М. в паспорте отсутствует отметка о регистрации по месту жительства в городе Севастополе на ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным отказом, А.М. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в решении суда об установлении факта постоянного проживания А.М. не установлено место постоянного проживания (адрес) с января по март 2014 года, в справке КП "РЭП", выданной в конце января 2014 года, содержаться сведения об отсутствии регистрации истца с ДД.ММ.ГГГГ в квартире, приобретенной в декабре 2013 года. Других доказательств постоянного проживания истца в городе Севастополе по иным адресам, оснований такого проживания (договора аренды (найма), договор безвозмездного пользования жилым помещением и т.д.) истцом не представлено. В судебном акте об установлении факта постоянного проживания жены истца А.М. - Л.В. также таких обстоятельств (адреса проживания) не установлено и не подтверждено. В данном решении суда не установлено обстоятельств о проживании с Л.В. и ее мужа А.М.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 ст. 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2).
Федеральным конституционным законом N6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 ст. 11). Принятое после 21.02.2014 законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года.
В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 18.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.