Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.05.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
О.Г. обратилась в суд с исковым заявлением Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 23.11.2020 исковые требования О.Г. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.05.2021 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым государственной пошлины в размере 300 рублей в местный бюджет. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым просит об отмене решения суда и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, О.Г, является гражданкой Российской Федерации, место ее жительства зарегистрировано на территории Республики Крым с 1988 года.
Согласно диплому об образовании О.Г. (Горбачёва) окончила Стахановское педагогическое училище по специальности "дошкольное воспитание".
Период обучения истицы в Стахановском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занесен в её трудовую книжку.
По данным указанной трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ О.Г. (Горбачёва) О.Г. ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем в ясли-сад Дирекции строящейся Крымской АЭС.
В последующем истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
ДД.ММ.ГГГГ О.Г. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ О.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего специального стажа.
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым в специальный стаж истицы не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения в Стахановском педагогическом училище, так как указанная деятельность не предусмотрена Списками N; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - поскольку работа в должности воспитателя не подтверждается проведенной проверкой первичных документов; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0, 5 ставки в должности воспитателя не подтверждается проведенной проверкой первичных документов; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - поскольку работа сторожем не предусмотрена Списками N; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж.
Кроме того, ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым не были включены как в общий, так и в льготный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку за указанные периоды отсутствует начисление заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - административный отпуск без содержания.
По информации ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Республики Крым специальный стаж истицы составил 23 года 29 дней, при необходимых 25-ти годах.
Согласно записям в трудовой книжке О.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя в яслях-саду N Крымской АЭС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя в детсаде N Щелкинского поселкового совета; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя в ДУЗ N "Золотая рыбка" "адрес".
Согласно дополнительной информации Муниципального казенного учреждения "Административно-техническое управление городского сельского поселения Щелкино" N от ДД.ММ.ГГГГ О.Г. (Горбачёва) О.Г. работала воспитателем в ясли-сад N Дирекции строящейся Крымской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также Муниципальным казенным учреждением "Административно-техническое управление городского сельского поселения Щелкино" предоставлены сведения о заработной плате истицы в периоды работы с 1986 года по 1994 год.
По данным справки, уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной Муниципальным казенным учреждением "Центр финансово-хозяйственного обеспечения деятельности муниципальных учреждений образования Ленинского района Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ, О.Г. осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей в МБОУ "Детский сад комбинированного вида N5 "Золотая рыбка" г. Щелкино с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В указанной справке также содержатся сведения о нахождении истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и с сохранением заработной платы.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, с учетом 23 лет 29 дней, включенных органом пенсионного обеспечения, а также периодов, подлежащих включению в специальный стаж по решению суда, - право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности у О.Г. возникло ДД.ММ.ГГГГ (стаж более 25 лет). Учитывая то, что истица обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости в орган пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, судом первой инстанции правильно определена дата, с которой истице подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости - с ДД.ММ.ГГГГ.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как следует из п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05 мая 2014 года N84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
В соответствии с пп.5 п.5 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч.3, 4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. "м" п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
В п.1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 N 781 предусмотрены воспитатели, работающие в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центре развития ребенка - детском саду; яслях-саду (саду-яслях).
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила от 29.10.2002 N 781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Как предусмотрено ч.2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. "е" ст. 55.
В силу п. "е" ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, сохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Как установлено Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 N 909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники дошкольных учебных заведений всех типов, в частности, воспитатели.
Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.