Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колешко В.Л. к государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию по старости, по кассационной жалобе представителя ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 - Смолич Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав представителя Колешко В.Л. - Разгулову Т.Г, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Колешко В.Л. обратился в суд с иском к ГУ - Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию по старости. В обоснование исковых требований указал, что 12 февраля 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ - Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Волгоградской области N 92468/2020 от 29 мая 2020 года истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине того, что он является получателем пенсии по инвалидности от Министерства обороны Республики Беларусь. Не соглашаясь с вышеуказанным решением, а также полагая, что являясь гражданином Российской Федерации и работая на территории Российской Федерации в течение 15 лет, достигнув пенсионного возраста, он имеет право на установление ему пенсии по российскому законодательству, истец обратился в суд и просил признать решение N92468/2020 от 29 мая 2020 года ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 об отказе установлении страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика назначить Колешко Л.В. страховую пенсию по старости с момента обращения - с 12 февраля 2020 года.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 5 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 января 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Колешко В.Л. к государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию по старости, удовлетворены. Суд признал решение государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 от 29 мая 2020 года N 92468/20 об отказе Колешко В.Л. в установлении страховой пенсии по старости незаконным. На государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 возложена обязанность назначить Колешко В.Л. страховую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 12 февраля 2020 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N1 - Смолич Н.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Полагает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что на момент обращения к ответчику истец являлся получателем пенсии по инвалидности от Министерства обороны Республики Беларусь. Полагает, что данное обстоятельство исключало возможность назначения страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Колешко В.Л. - Разгулова Т.Г. настаивала на отказе в удовлетворении кассационной жалобы, просила оставить обжалуемое судебное постановление без изменений.
От представителя ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 - Стромовой С.М. поступило ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие ответчика. Также, представитель ответчика поддержала доводы кассационной жалобы, просила обжалуемое апелляционное определение отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Колешко В.Л. - Разгулову Т.Г, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Колешко В.Л, 30 июля 1959 года рождения, является гражданином Российской Федерации. Достигнув пенсионного возраста, 12 февраля 2020 года он обратился в Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Решением ответчика N92468/20 от 29 мая 2020 года в установлении страховой пенсии по старости истцу было отказано по причине того, что он является получателем пенсии по инвалидности от Министерства обороны Республики Беларусь. На дату обращения Колешко В.Л. в пенсионный орган и рассмотрения дела судом первой инстанции, Министерством обороны Республики Беларусь ему выплачивалась пенсия по инвалидности, назначенная 12 ноября 1987 года. При назначении истцу указанной пенсии были учтены периоды прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с 6 июля 1982 года по 15 сентября 1984 года, с 16 сентября 1984 года по 11 ноября 1987 года, т.е. периоды службы на территории бывшего СССР.
Как следует из удостоверения N 16386 от 4 февраля 1988 года, пенсия по инвалидности истцу назначена в связи с исполнением обязанностей военной службы и в период её прохождения, в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986. Получателем пенсии по иным основаниям в Республике Беларусь, в том числе, пенсии за выслугу лет, по возрасту, истец не является.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований заявленных Колешко В.Л, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства наличия у истца права получения пенсии по инвалидности по линии Министерства обороны РФ, аналогично получаемой им пенсии по инвалидности от Министерства обороны Республики Беларусь, в связи с чем право на получение страховой пенсии по старости у него не подтверждено.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась. Принимая во внимание, что материалами дела подтверждено наличие у Колешко В.Л. страхового стажа, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на день его обращении в пенсионный фонд 12 февраля 2020 года (22 года 6 месяцев 23 дня), ИПК - 123, 338, а также руководствуясь положениями ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции, указав на отсутствие правовых препятствий для удовлетворения требований истца в соответствии с действующим законодательством и международными договорами.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с выводами, изложенными в обжалуемом апелляционном определении, можно согласиться по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закона).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 35 этого же Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет; продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону, при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона; с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Отказывая истцу в установлении страховой пенсии по старости, пенсионный орган ошибочно полагал, что получая пенсию по инвалидности от другого государства, Колешко В.Л. не имеет права на одновременное получение страховой пенсии по старости по законам Российской Федерации, поскольку не соблюдается одно из условий для получения такой пенсии, в частности, пенсия по инвалидности должна быть назначена Министерством обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Из статьи 1 указанного Соглашения следует, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
31 января 1994 года письмом Министерства социальной защиты населения РФ N 1-369-18 разъяснены вопросы о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, где указано, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
При этом случаи одновременного получения пенсионного обеспечения в виде страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности предусмотрены положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (статья 5 Закона N 400- ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначении им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О страховых пенсиях".
Аналогичные положения о праве на двойное пенсионное обеспечение содержатся в ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно ст.7 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, из взаимосвязи указанных выше норм права следует, что одновременное назначение пенсии по инвалидности и по старости при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения от 1992 года возможно при условии, что пенсия того же вида, в частности, пенсия по инвалидности предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Исходя из положений п. "б" части первой ст. 5, ст. 19 и п. "а" ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении инвалидности по причине увечья или иного повреждения здоровья, связанных с осуществлением служебной деятельности, назначается пенсия по инвалидности.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона РФ от 12 февраля 2013 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на, в том числе: лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
По смыслу изложенного законодательства, пенсия по инвалидности, предусмотренная положениями Закона РФ от 12 февраля 2013 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения от 1992 года назначается в безусловном порядке, без легализации документов, выданных в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года.
Принимая новое решение по делу об удовлетворении заявленных истцом требований, судом апелляционной инстанции было обоснованно учтено, что в настоящее время Колешко В.Л. является получателем пенсии по инвалидности, выплачиваемой Министерством обороны РФ за период с 6 июля 1982 года по 11 ноября 1987 года, то есть за тот же период, за который ему выплачивалась пенсия того же вида Министерством обороны Республики Беларусь, данный вид пенсии назначен Министерством обороны РФ истцу 1 ноября 2020 года в бесспорном порядке, что подтверждает доводы истца о наличии у него права на двойное пенсионное обеспечение по законам Российской Федерации, гражданином которой он является.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда апелляционной инстанции, о том, что получение Колешко Л.В. пенсии по инвалидности от Министерства обороны Республики Беларусь не могло послужить основанием для отказа истцу в установлении ему страховой пенсии по старости, вопреки доводам кассационной жалобы, являются законными и обоснованными. Иная позиция означала бы нарушение права Колешко Л.В. как гражданина Российской Федерации на гарантированное Конституцией РФ получение социального обеспечения по возрасту и ставила бы его в неравные права с другими гражданами Российской Федерации, получающими одновременно пенсию по инвалидности и пенсию по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изложенные в кассационной жалобе доводы ответчика повторяют правовую позицию заявителя в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом апелляционном определении.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 ГПК РФ при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 - Смолич Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.