Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ООО "ТД "Гарсонуйский ГОК" Домикальчиковой Г.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 31 Тунгокоченского судебного района Забайкальского края от 13 апреля 2021 г., решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 09 июня 2021г, вынесенные в отношении ООО "Торговый дом "Гарсонуйский ГОК", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 31 Тунгокоченского судебного судебного района Забайкальского края от 13 апреля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 09 июня 2021г, ООО "Торговый дом "Гарсонуйский горно-обогатительный комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе конкурсный управляющий ООО "ТД "Гарсонуйский ГОК" Домикальчикова Г.Р. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 1.2 ФЗ "О недрах" определяет, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Положения статьи 12 ФЗ "О недрах" определяют, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ "О недрах" недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 ФЗ "О недрах" одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Причем в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает также, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установление же того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, что является прерогативой суда.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю в декабре 2015г проводилась плановая проверка по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в рамках которой исследовались вопросы соблюдения законодательства о недрах при пользовании недрами Улунтуйского месторождения флюорита по "данные изъяты" ТЭ. В результате проверки в числе прочих нарушений выявлено, при пользовании недрами по лицензии "данные изъяты" Общество, в нарушение условий недропользования не обеспечен выход на проектную производительность по добыче руды, не соблюдены требования технического проекта, тем самым нарушены условия недропользования по лицензии "данные изъяты", предусмотренные абзацем (а) п. 4.1.1, абзаца (б) п. 4.1.2 лицензионного соглашения,, п.10 ч.2 ст. 22 Закона РФ "О недрах". По результатам проверки составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленного нарушения, срок исполнения-15.01.2017г. Однако по истечении срока выданного предписания и впоследствии неоднократно, указанным Обществом требования выполнены не были. Событие, которое повлекло составление настоящего протокола по делу об административном правонарушении в отношении указанного Общества имело место при следующих обстоятельствах: в связи с не устранением допущенного Обществом нарушения, вынесено предписание N Н-012-в от 13.02.2020г, предписано устранить нарушения при пользовании недрами по лицензии "данные изъяты" ООО "ТД "Гарсонуйский ГОК" не обеспечен выход на проектную производительность по добыче руды, не соблюдены требования технического проекта, срок устранения нарушения- 15.01.2021г. Предписание направлено по месту нахождения юридического лица с уведомлением о вручении 03.03.2020г.
На основании распоряжения от 11.03.2021г N 95-р Управлением в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта исполнения предписания N Н-012-в от 13.02.2020г, в ходе которой установлено, что выход на проектную производительность по добыче полезных ископаемых при пользовании недрами по лицензии "данные изъяты" в 2020г Обществом не обеспечен, выявленные нарушения не устранены.
При рассмотрении дела мировой судья, с которым согласился судья районного суда, пришел к выводу о том, что деятельность предприятия, связанная с разработкой Улунтуйского флюоритового месторождения прекращена с 11.02.22021г, тогда как срок исполнения предписания был установлен до 15.01.2021г. Кроме того, суд сослался на письмо, адресованное Обществом ООО "ПШК" от 01.03.2021г, из которого следует, что в период 2019-2020 ООО "ТД ГОК" осуществляло поставки флюоритовой руды.
Однако в материалах дела такое письмо отсутствует, а приведенные в постановлении мирового судьи выводы опровергаются материалами дела.
Согласно пояснительной записке ООО "ТД "Гарсонуйский ГОК" к отчетному балансу запасов плавикового шпата на Улунтуйском месторождении за 2020г имеются сведения о том, что в 2020г добыча флюорита не производилась, движение запасов на 2020г отсутствует, (л.д.43-47).
Из акта проверки от 26.03.2021г следует, что добыча флюорита на Улунтуйском месторождении в 2020г не производилась, (л.д.15-17).
Протоколом по делу об административном правонарушении также установлено, что в 2020г Обществом не производилась добыча флюорита на Улунтуйском месторождении, (л.д.4-9).
При рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания, районным судом не дана оценка полученным доказательствам в полном объеме, выводы суда не мотивированы и не основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения, в данном случае - законность выданного предписания и причины невыполнения нарушений в установленный срок.
Кроме того, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судом не установлено, была ли прекращена деятельность на момент привлечения Общества к административной ответственности, имелись ли обстоятельства, препятствующие исполнению выданного предписания, законность выданного предписания. В материалах дела отсутствуют материалы проверок за период с 2015 года по 2021г. Не дана оценка доказательствам, представленным конкурсным управляющим, из которых следует, что 12.11.2019г решением Арбитражного Суда г. Москвы ООО "ТД ГОК" признано несостоятельным (банкротом), не проверены изложенные в жалобе обстоятельства о невозможности исполнения внесенного предписания.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судьей районного суда не приняты меры для полного, всестороннего рассмотрения дела, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выводы не мотивированы и не основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем судом допущены существенные нарушения норм процессуального права. Решение судьи Тунгокоченского районного суда подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу конкурсного управляющего ООО "ТД "Гарсонуйский ГОК" Домикальчиковой Г.Р. удовлетворить частично.
Решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 09 июня 2021г, вынесенное в отношении ООО "Торговый дом "Гарсонуйский ГОК", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ- отменить.
Дело возвратить в Тунгокоченский районный суд Забайкальского края на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.