Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Попова А.А, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0007-01-2020-002930-31 по иску Кузьминой Е.А. к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, обязании произвести перерасчет, по кассационной жалобе Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 29 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьминой Е.А. обратилась в суд с иском к Фонду модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, обязании произвести перерасчет.
В обоснование требований указано, что Кузьмина Е.А. с 30 марта 2018 г. является собственником квартиры N, расположенной в жилом доме по "адрес", строительство которого окончено в 2015 г. По сведениям, размещенным на сайте регионального оператора капитального ремонта "адрес" включен в региональную программу капитального ремонта, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 г. N 524-п, 22 сентября 2016 г. с указанием даты постройки - 1 марта 2013 г, датой наступления у собственников помещений обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт указано 1 июня 2017 г.
В адрес истца ответчиком направлялись требования об оплате взносов на капитальный ремонт за квартиру. Считает, что как собственник квартиры в составе блок-секций многоквартирного жилого дома, введенного в эксплуатацию после 2013 г, истец имеет право на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем истец обратилась к ответчику с просьбой исключить суммы, начисленные в счет оплаты взносов на капитальный ремонт в отношении квартиры N.
В ответе от 5 марта 2020 г. ответчик отказал Кузьминой Е.А. в перерасчете начислений и предоставлении отсрочки, указав что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми месяцев, после утверждения региональной программы, в которую включен этот МКД.
Блок-секция дома "адрес", в которой расположена ее квартира, введена в эксплуатацию 20 февраля 2015 г. Включение жилого дома в программу по дате ввода первой блок-секции N, введенной в эксплуатацию в 29 марта 2013 г. незаконно возлагает на истца обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на нее, как собственника квартиры, в составе блок-секции N, N, а также лишает собственника права на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства.
Уточнив исковые требования, истец просила суд признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт с июня 2017 г. в отношении принадлежащей ей на праве собственности квартиры с возложением на ответчика обязанность произвести перерасчет задолженности и исключить из начислений сумму долга в счет оплаты взносов на капитальный ремонт, которая на август 2020 г. составляет "данные изъяты" руб.
Решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 29 сентября 2020 г. исковые требования Кузьминой Е.А. удовлетворены. Признано незаконным начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с июня 2017 г. в отношении принадлежащей Кузьминой Е.А. на праве собственности квартиры по адресу: "адрес".
На Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области возложена обязанность произвести перерасчет задолженности по лицевому счету N, которая на август 2020 г. составляет "данные изъяты" руб.
С Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Кузьминой Е.А. взысканы расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области - Л.В. Новикова ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у лиц, возникает только по истечении пяти лет после возникновения прав собственности на квартиру, поскольку многоквартирный дом был включен в региональную программу в ноябре 2013 г, в то время секция N указанного дома не была построена и введена в эксплуатацию. Указывает на то, что все секции многоквартирного дома "адрес" являются единым объектом недвижимого имущества, имеют единую инфраструктуру и также один адрес, тем самым у суда отсутствовали основания для выделение отдельных блок-секций из региональной программы по капитальному ремонту. Также указал что у регионального оператора отсутствует право предоставления отсрочки.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузьмина Е.А. с 30 марта 2018 г. является собственником квартиры N в жилом доме по "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция 4-5, в которой находится квартира истца, сдана 20 февраля 2015 г.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО N524-п от 27 ноября 2013 г. дом был включен в Программу капитального ремонта 22 сентября 2016 г. с указанием даты постройки - 1 марта 2013 г.
Истцу были начислены вносы на капитальный ремонт как собственнику помещения в доме, начиная с июня 2017 года
Из письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 5 марта 2020 г. в ответ на обращение представителя истца следует, что согласно Постановлению Правительства Новосибирской области N461-п от 27 декабря 2016 г, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории Новосибирской области и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет с даты включения данного дома в указанную программу. Указанное постановление распространяется свое действие на МКД, которые введены в эксплуатацию после 27 ноября 2013 г. и включены в региональную программу в порядке актуализации после 30 июня 2015 г.
Дом по "адрес" включен в региональную программу капитального ремонта в сентябре 2016 г. без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию - 1 марта 2013 г.
Согласно представленному платежному документу для внесения платы содержания и ремонта жилого помещения, задолженность по взносам за капительный ремонт составляет "данные изъяты". по состоянию на август 2020 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь ст.ст. 168-170 ЖК РФ, ст. 3.1. Закона Новосибирской области от 05 июля 2013 г. N 360-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", Постановлениями Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 г. N 524-п и от 6 сентября 2016 г. N 262-п, установив что блок-секция в составе дома N, в которой расположена квартира Кузьминой Е.А, введена в эксплуатацию 20 февраля 2015 г, дом включен в региональную программу 27 сентября 2016 г. Поэтому в случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится квартира истца.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда также исходила из того, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в котором находится квартира собственника, поскольку дом истца вводился в эксплуатацию блок-секциями.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. ст. 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт в ходит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 ст. 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 3.1 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 г. N 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" (далее по тексту - Закон N 360-ОЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно ст. 9 Закона N 360-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы была утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 N 524-п.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 6 сентября 2016 г. N 262-п "Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области N 461-п от 27 декабря 2016 г, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после 30 июня 2015 г, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (пункт 2).
Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Многоквартирный жилой дом, с почтовым адресом: "адрес" датой ввода в эксплуатацию 1 марта 2013 г, был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в ноябре 2013 г, без разделения на отдельные блок-секции.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который в водится в эксплуатацию по секциям.
Блок-секция N многоквартирного жилого дома по адресу "адрес" введена в эксплуатацию 20 февраля 2015 г, в связи с чем к правоотношениям по внесению платы на капитальный ремонт подлежат применению положений ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, вступившие в законную силу 30 июня 2015 г.
В таком случае, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, может возникнуть только по истечении 5 лет, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 6 сентября 2016 N 262-п.
Иное толкование вышеуказанных норм права, ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям после 30 мая 2015 г, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истцов, установленных ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Доводы подателя кассационной жалобы на обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, вводимом в эксплуатацию по секциям с момента ввода блок-секции в эксплуатацию, ввиду отсутствия установленного законом порядка включения в региональную программу многоквартирных домов по секциям, основаны на неверном толковании норм права.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества, многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Ссылка заявителя на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Каких-либо существенных нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанций, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебного постановления, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
Принятое по делу апелляционное определение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами суда апелляционной инстанции, по существу относятся к оценке доказательств, а иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 29 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.