Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-21/2021 (УИД 55RS0027-01-2021-000015-44) по иску Шевелевой Ирины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области (межрайонному) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Шевелевой Ирины Николаевны на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шевелева Ирина Николаевна (далее по тексту - Шевелева И.Н, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в Оконешниковском районе Омской области (межрайонное), ответчик) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
Требования мотивированы тем, что с 2015 года истец является получателем страховой пенсии по старости в Российской Федерации. Изначально страховая пенсия по старости была назначена в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", от получения которой отказалась в заявительном порядке ДД.ММ.ГГГГ в пользу супруга ФИО7 Распоряжением пенсионного органа с 1 августа 2019 г. N N выплата пенсии прекращена. Решением пенсионного органа от 10 апреля 2020 г. истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" бессрочно в размере 10 21, 74 руб, после чего через 2 месяца размер пенсии был уменьшен до 8580 руб.
За период получения пенсии по старости и по настоящее время истец трудоустроена.
На обращение в пенсионный орган истец получила ответ о том, что при назначении пенсии неверно произведена индексация, в связи с чем размер пенсии был уменьшен. Считает, что размер пенсии ответчиком рассчитан неверно, поскольку не учтены все условия для назначения пенсии, перерасчет пенсии произведен без учета реального заработка и стажа.
Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии.
Решением Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований Шевелевой И.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шевелева И.Н. просит отменить решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2021 г, как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Шевелева М.Н. изначально с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ выплата указанной пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ
30 марта 2020 г. Шевелева И.Н. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях, решением УПФР в Оконешниковском районе (межрайонное) от 10 апреля 2020 г. ей с даты обращения назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 10721, 74 руб. (суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты пенсии), начиная с 30 марта 2020 г. бессрочно.
За время получения страховой пенсии по старости являлась работающим пенсионером.
Из материалов дела следует, что расчет пенсии Шевелевой И.Н. произведен УПФР в Оконешниковском районе (межрайонное) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По данным пенсионного дела для расчета пенсии истцу учтен стаж с 1 сентября 1981 г, продолжительность страхового стажа, учтенного при назначении пенсии, составила 34 года 8 месяцев 19 дней, расчет пенсии Шевелевой И.Н. произведен исходя из ее осовремененного заработка за 2000-2001 годы, суммы валоризации, исходя из стажа до 1991 года 6 лет 4 месяца 18 дней, с учетом произведенных работодателями с 1 января 2002 г. отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом N167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании".
Оценка пенсионных прав Шевелевой И.Н. производилась по пункту 4 статьи 30 от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный вариант, расчетный капитал определялся по указанной в данном пункте формуле.
Пунктами 6-8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года.
Из материалов дела следует, что при расчете размера пенсии Шевелевой И.Н. учитывались сведения о том, что она осуществляла трудовую деятельность, в связи с чем после расчета размера пенсии к выплате ей определялась сумма как работающему пенсионеру без индексации.
30 марта 2020 г. истцу назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после произведённого расчета размер пенсии определен в сумме 10721, 74 руб, к выплате как работающему пенсионеру без индексации определено 8580, 28 руб, впоследующем производились перерасчет и индексации пенсии.
При разрешении заявленных исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктами 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом указав, что при назначении Шевелевой И.Н. страховой пенсии по старости с 30 марта 2020 г. пенсионным органом были применены нормы закона, действующие при назначении пенсии, как лицу, получавшему пенсию по старости, расчет пенсии произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному для истца варианту, выплата пенсии производилась без учета индексации в силу прямого указания об этом в законе, основания для перерасчета отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя истца Шевелевой И.Н. решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 г. оставил без изменения.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Выплата страховой пенсии в период осуществления пенсионерами работы и (или) иной деятельности урегулирована положениями статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно части 1 которой пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, исчисление пенсий работающим пенсионерам предусмотрено без индексации, не установлено каких-либо изъятий, обусловленных уважительностью причин, по которым пенсионер работал или осуществлял иную оплачиваемую деятельность.
Статья 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы.
С учетом изложенного, пенсия истцу по старости с 30 марта 2020 г. установлена в размере 10721, 74 руб, к выплате как работающему пенсионеру пенсия рассчитана без индексации в размере 8 580, 28 руб.
Изложенные Шевелевой И.Н. в кассационной жалобе доводы, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шевелевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.