Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-307/2021 (УИД 42RS0033-01-2021-000007-75) по исковому заявлению Ляпустина Павла Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ляпустин Павел Алексеевич (далее по тексту - Ляпустин П.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 января 2020 г. N N ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку требуется 25 лет, имеется 23 года 1 месяц 5 дней.
В его специальный стаж по Списку N 1 не включен период с 1 сентября 1988 г. по 10 января 1992 г. обучения в СПТУ N 16, в который входят периоды прохождения практики на участке "Втришахтный транспорт" с февраля 1990 г. по март 1991 г, за которые ему начислялась заработная плата подземным учеником машинистом электровоза на участке внутришахтный транспорт на шахте "Коксовая", а также периоды прохождения курсов рабочего обучения.
Просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 января 2020 г. N "адрес" обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды с 1 сентября 1988 г. по 10 января 1992 г. обучения в СПТУ N 16, с 28 октября 1996 г. по 30 октября 1996 г. курсы рабочего обучения, с 2 ноября 1998 г. по 6 ноября 1998 г, 10 ноября 1998 г. обучение с оплатой, с 1 июля 2013 г. по 12 июля 2013 г. период работы на ООО "Шахта им. Ворошилова" машинистом электровоза подземным, с 31 декабря 2015 г. по 10 января 2016 г. период работы на ООО "Шахта "Красногорская" машинистом электровоза подземным, обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 ноября 2019 г, а также взыскать с УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 17000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г, исковые требования Ляпустина П.А. удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 января 2020 г. N N в части не включения в специальный страховой стаж Ляпустина П.А. на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода прохождения курсов рабочего обучения с 28 октября 1996 г. по 30 октября 1996 г, периодов обучения с оплатой с 2 ноября 1998 г. по 6 ноября 1998 г, 10 ноября 1998 г, на УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить Ляпустину П.А. в специальный страховой стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения курсов рабочего обучения с 28 октября 1996 г. по 30 октября 1996 г, периоды обучения с оплатой с 2 ноября1998 г. по 6 ноября 1998 г, 10 ноября 1998 г, с УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Ляпустина П.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) просит отменить решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных, в том числе в пункте 15 вышеназванных Правил.
Так, в соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 - за 9 месяцев.
Правила от 11 июля 2002 г. N 516 предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, согласно названным Правилам, в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником, согласно занимаемой должности, на основании трудового договора с работодателем.
Положениями параграфа 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27 сентября 1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15 ноября 1972 г, утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14 декабря 1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26 декабря 1972 г. установлено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Министерством угольной промышленности СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, - 10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах - 1 день.
Технический минимум является вводным и первичным инструктажем, подготовкой к профессиональной деятельности и совмещается с осуществлением в этот период работы, поскольку он проходит, в том числе, и на рабочем месте.
Прохождение курсов рабочего обучения было обусловлено приказами работодателя и необходимостью осуществления дальнейшей трудовой деятельности истца.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисления страховых взносов, в связи с чем он подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник повышал квалификацию, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Ляпустин П.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 27 января 2020 г. N N Ляпустину П.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку требуется 25 лет, имеется 23 года 1 месяц 5 дней.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" засчитаны следующие периоды работы: с 16 марта 1994 г. по 30 сентября 1994 г, с 5 октября 1994 г. по 31 августа 1995 г, с 6 сентября 1995 г. по 10 октября 1995, с 31 октября 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 6 декабря 1996 г. по 31 марта 1997 г, с 6 апреля 1997 по 30 ноября 1997 г, с 2 декабря 1997 г. по 12 мая 1998 г, с 7 ноября 1998 г. по 9 ноября 1998 г, с 11 ноября 1998 г. по26 февраля 1999 г, с 28 февраля 1999 г. по 30 июля 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 30 июня 2000 г, с 1 июля 2000 г. по 30 сентября 2005 г, с 1 октября 2005 г. по 28 декабря 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 7 ноября 2008 г, с 9 ноября 2008 г. по 15 марта 2009 г, с 18 марта 2009 г. по 4 февраля 2011 г, с 6 февраля 2011 г. по 20 ноября 2011 г, с 24 ноября 2011 г. по 1 января 2012 г, с 3 января 2012 г. по 25 ноября 2012 г, с 29 ноября 2012 г. по 30 июня 2013 г, с 2 февраля 2013 г. по 4 июля 2014 г, с 8 июля 2014 г. по 30 декабря 2015 г, с 22 января 2016 г. по 31 мая 2016 г, с 2 июня 2016 г. по 1 мая 2017 г, с 5 мая 2017 г. по 29 марта 2019 г, с 1 ноября 2019 г. по 25 ноября 2019 г.
По Правилам от 11 июля 2002 г. N 516 не предусмотрено включение в специальный стаж ряда периодов, в том числе
- нахождение на курсах рабочего обучения: с 28 октября 1996 г. по 30 октября 1996 г.;
- периоды обучения с оплатой: с 2 ноября 1998 г. по 6 ноября 1998 г, 10 ноября 1998 г.;
Периоды работы с 1 июля 2013 г. по 12 июля 2013 г. (12 дней) подземным машинистом электровоза в ООО "Шахта им. Ворошилова", с 31 декабря 2015 г. по 10 января 2016 г. (10 дней) подземным машинистом электровоза в ООО "Шахта "Красногорская", 29 марта 2019 г. (1 день) подземным машинистом электровоза в ООО "Шахта им. Дзержинского" после прекращения добычи угля засчитаны в специальный стаж по Списку N 1, но так как не отработано 12 месяцев, периоды исключены из подсчета стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Периоды работы: 8 ноября 2008 г, с 16 марта 2009 г. по 17 марта 2009 г, 5 февраля 2011 г, с 21 ноября 2011 г. по 23 ноября 2011 г, 02 января 2012 г, 2012. с 26 ноября 2012 г. по 28 ноября 2012 г, с 18 января 2016 г. по 21 января 2016 г. представлены работодателем на общих основаниях, что подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
При рассмотрении заявленных исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о наличии оснований для включении спорных периодов с 28 октября 1996 г. по 30 октября 1996 г. (период прохождения рабочего обучения), с 2 ноября 1998 г. по 6 ноября 1998 г, 10 ноября 1998 г. (периоды обучения с оплатой) в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были исследованы все имеющиеся доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 322 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665" дополнено пунктом 3(1) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно которому при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований включения указанных периодов нахождение на курсах рабочего обучения и обучения с оплатой в специальный страховой стаж истца в связи с отсутствием о занятости истца в данное периоды, поскольку они опровергаются материалами делами, содержащими сведения о трудоустройстве истца в угольных предприятиях в данные периоды, фактически доводы кассационной направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 15 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.