Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Холмского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", заинтересованные лица: департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ", ОГИБДД ОМВД России по Холмскому городскому округу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя администрации МО "Холмский городской округ" ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Холмский городской прокурор обратился в Холмский городской суд Сахалинской области в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - администрация МО "Холмский городской округ") по непринятию мер по установке уличного освещения по внутриквартальному проезду улицы Железнодорожной в селе Чапланово Холмского района Сахалинской области; возложить на администрацию МО "Холмский городской округ" обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить уличное освещение по внутриквартальному проезду улицы Железнодорожной в селе Чапланово Холмского района Сахалинской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведённой прокуратурой проверки соблюдения требований безопасности дорожного движения, установлено отсутствие в проекте организации дорожного движения улично-дорожной сети села Чапланово участка автомобильной дороги, ведущей к домам NN 5, 7, 9 по улице Железнодорожной. На всем протяжении участка, используемого и единственно возможного к проезду указанных домов, в нарушение требований ГОСТ Р52766-2007, отсутствует освещение. Данный участок автомобильной дороги никем не обслуживается, в реестре муниципальной собственности не числится, в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включен. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах муниципального образования нарушает права неопределённого круга.
Определениями суда от 29 сентября 2020 года, от 26 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (ныне - департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ"), ОГИБДД ОМВД России по Холмскому городскому округу соответственно.
Определением суда от 18 декабря 2020 года принят отказ Холмского городского прокурора от иска в части признания бездействия администрации МО "Холмский городской округ" по факту не включения в реестр муниципальной собственности дороги по улице Железнодорожной села Чапланово Холмского района незаконным; возложении обязанности на администрацию МО "Холмский городской округ" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности дорогу по улице Железнодорожной села Чапланово Холмского района. Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 27 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Холмского городского прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года решением Холмского городского суда Сахалинской области от 27 января 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации МО "Холмский городской округ" по непринятию мер по установке уличного освещения по внутриквартальному проезду улицы Железнодорожной села Чапланово Холмского района; на администрацию МО "Холмский городской округ" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку уличного освещения по внутриквартальному проезду улицы Железнодорожной села Чапланово Холмского района в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования" (ГОСТ Р 52766-2007).
29 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации МО "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 16 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года и оставлении без изменения решения Холмского городского суда Сахалинской области от 27 января 2021 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что внутриквартальные проезд является тупиковым и фактически является проездом к двум частным домам NN 9, 11, так как заезд/выезд к дому N 5 по улице Железнодорожной имеется с улицы Северной, в связи с чем, данный проезд не может относиться к автомобильной дороге общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. В данном спорном случае круг лиц определён, это жители трёх домов. Ссылка суда апелляционной инстанции на ГОСТ Р 52766-2007, неприменим, поскольку спорный участок дороги не является дорогой общего пользования. Административным истцом не представлены доказательства недостаточности освещения спорного внутриквартального проезда по улице Железнодорожной села Чапланово.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года и от 10 августа 2021 года кассационная жалоба администрации МО "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Холмского городского суда Сахалинской области, и приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации МО "Холмский городской округ" ФИО7, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Национальный стандарт ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утверждённый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования и дорог городских и сельских поселений.
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрена необходимость стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населённым пунктам на расстоянии от них не менее 100 м.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Холмского городского прокурора, пришёл к выводу, что прокурором не доказана необходимость установления уличного освещения на тупиковом проезде - улицы Железнодорожной в селе Чапланово, который освещается от основной улицы - Северного переулка.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований, сослался на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, установил, что внутриквартальный проезд по улице Железнодорожная (длина 200 м) включён в перечень автомобильных дорог общего пользования улично-дорожной сети села Чапланово, и на указанном внутриквартальном проезде отсутствует стационарное электрическое освещение, и пришёл к обоснованному выводу, что несоответствие указанного участка дороги требованиям нормативных правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, не обеспечение в должной мере обязательных требований по охране жизни, здоровья и имущества граждан, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией МО "Холмский городской округ" не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не учёл, что внутриквартальные проезд является тупиковым и фактически является проездом к двум частным домам NN 9, 11, так как заезд к дому N 5 по улице Железнодорожной имеется с улицы Северной, в связи с чем, данный проезд не может относиться к автомобильной дороге общего пользования местного значения, является неправомерным, поскольку на основании постановления администрации МО "Холмский городской округ" от 24 ноября 2016 года N 1975 спорный внутриквартальный проезд включен в перечень автомобильных дорог общего пользования улично-дорожной сети села Чапланово, в связи с чем ссылка и суда на ГОСТ Р 52766-2007, является обоснованной.
Вопреки доводам кассационной жалобы, прокурором представлены доказательства недостаточности освещения спорного внутриквартального проезда по улице Железнодорожной села Чапланово.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.
Несогласие администрации МО "Холмский городской округ" с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 апреля 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.