Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Шеломановой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анохина Руслана Викторовича на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года по административному делу по административному иску Анохина Руслана Викторовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N5 УФСИН России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения медико-санитарная часть N68 ФСИН России и должностным лицам о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непринятии мер по организации медицинского обследования, нарушении условий содержания в исправительном учреждении, не регистрации заявления (дело N2а-871/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анохин Р.В, отбывающий наказание, связанное с лишением свободы, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, начальнику филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России Вечерину Д.В, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области Егорову В.В, заместителю начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области Бубнову А.А, инспектору ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области Попову Н.А, ДПНК ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области Челканову А.В. о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непринятии мер по организации проведения медицинского обследования, в несоблюдении нормативов питания, в изъятии личных вещей; в ограничении в приобретении продуктов питания, в не регистрации заявления.
Требования мотивированы тем, что в его амбулаторной медицинской карте имеются рекомендации стоматолога ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области от 02.03.2020 г. о направлении его в филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России на обследование скола зубов нижней челюсти.
17.03.2020 г. он был этапирован из ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области в ЕПКТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области на три месяца. По прибытию в ИК-5 он обратился за медицинской помощью с жалобой на боль в нижней челюсти, сколы зубов, пояснял, что у него имеются рекомендации о направлении на обследование в филиал "Больница". Однако начальник филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России Вечерин Д.В. в больницу его не направил, на его заявление от 13.04.2020 г. о направлении в больницу ответ не предоставил.
21.05.2020 г. в ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области из филиала "Больница" приезжала врачебная комиссия, которой вновь даны рекомендации о направлении его на обследование в филиал "Больница". На обследование он направлен не был. Им неоднократно писались заявления: 09.06.2020 г, 10.06.2020 г. на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, начальника филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России Вечерина Д.В. соответственно с жалобами на боль в челюсти, сколотые зубы, с просьбой дать ответ, по каким причинам его не направляют на обследование согласно рекомендаций врачебной комиссии от 02.03.2020 г. и от 21.06.2020 г, которые остались без ответа, на обследование его не направили.
Также указывает на то, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области не соблюдают нормы питания, положенные осужденным: не выдают пайковой норматив мясных изделий и мяса - 40 г мяса в обед и 30 г курицы на ужин; не выдают каждый день по 100 г молока коровьего; яиц куриных вареных по 2 штуки в неделю; вместо картофеля кормят сухой картошкой, нарезанной длинными кубиками; гороховую кашу готовят вместе с пшеном, рисовые и гречневые каши жидкие, из супов дают одни щи, борщ и рассольник, хлеб кислый, приготовленный из муки 3 сорта; из многих разновидностей рыбы кормят только одной вареной путасу.
Кроме того, по прибытию 17.03.2020 г. в ЕПКТ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области из ИК-4 у него были изъяты: спортивный костюм "адидас" темного цвета, спортивные кроссовки темного цвета, кипятильник, которые были помещены на склад, хотя данные вещи разрешены, и он их может хранить в своей личной сумке.
Также он просил администрацию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, предоставить прайс-лист продуктов питания и предметов первой необходимости, которые он может купить в магазине ИК- 5. В данном прайс-листе имеется 149 наименований товаров. Однако администрация учреждения ограничивает его возможности в полном объеме приобретать продукты питания в этом магазине, вписывая в прайс - лист тот товар, который ей выгоднее продать и, указывая неполноценный перечень продуктов питания, находящихся в магазине.
13.04.2020 г. на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области он написал заявление о вызове сотрудников из СУ СК России по Тамбовской области Моршанского межрайонного СО для подачи заявления на сотрудников УИС Тамбовской области. Данное заявление не было зарегистрировано в журнале регистрации ИК-5, сотрудники СУ СК России по Тамбовской области приглашены не были.
Решением Моршанского районного суда от 11 августа 2020 года административные исковые требования Анохина Р.В. удовлетворены частично. Судом постановлено признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования (рентгенографии) 1, 2 зубов нижней челюсти в установленные законом сроки. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. Одновременно с ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в пользу Анохина Р.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.; с Анохина Р.В. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года решение суда изменено в части распределения судебных расходов. С Анохина Р.В. взыскана в доход муниципального образования город Моршанск Тамбовской области государственная пошлина в размере 900 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Анохина Р.В, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 мая 2021 года, Анохин Р.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как не соответствующих требованиям закона, и направлении дела на новое рассмотрение.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с пунктом 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Право на достаточное питание и основное право каждого человека на свободу от голода закреплены в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Право человека на достаточное питание является основным правом, необходимым для осуществления всех других прав человека, и налагает на государство обязательство обеспечить осуществление хотя бы на минимальном уровне этого права при любых обстоятельствах.
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия Правительство Российской Федерации определило минимальные нормы питания в постановлении от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
В силу положений пункта 157 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части, суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования Анохина Р.В. исходил из не направления его в структурное подразделение медицинской организации уголовно-исполнительной системы, организацию системы муниципального или государственного здравоохранения, в установленные сроки. Отклоняя остальные требования суд пришел к выводу о том, что указанные административным истцом факты нарушения его прав о несоблюдении нормативов питания, изъятия личных вещей, ограничении в приобретении продуктов питания, в не регистрации заявления, не нашли своего достоверного подтверждения.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда.
Указанные выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, доводы кассационной жалобы получили надлежащую оценку при вынесении судебного решения, выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, которые мотивированы судами, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и собранных по делу доказательств.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Анохина Руслана Викторовича - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 4 августа 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.