Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Жудова Н.В.
судей Смирновой Е.Д, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года (номер дела в первой инстанции 3а-3955/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" (ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России") об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителей ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" Останиной С.Н. и Филатова О.С, поддержавших жалобу, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Голубевой Е.К, возражавшей по жалобе, заключение прокурора Смирновой М.В, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 изложено в новой редакции.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2018 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2020 года.
ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" на праве хозяйственного ведения принадлежит здание с кадастровым номером N, площадью 4182, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" (т.3, л.д.140-152, далее - спорное здание). Указанное здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 21311, в Перечень на 2018 год под пунктом 21838, в Перечень на 2019 год под пунктом 23459, в Перечень на 2020 год под пунктом 5132.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 01 января 2017 года, 01 января 2018 года, 01 января 2019 года, 01 января 2020 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей. Таким образом, здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением Московского городского суда от 26 августа 2020 года постановлено:
признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 21311 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП;
признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 21838 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП;
признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 23459 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП;
признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 5132 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26.11.2019г. N 1574-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции установил, что принадлежащее административному истцу здание включено в оспариваемый Перечень по состоянию на все оспариваемые периоды по критерию вида фактического использования здания на основании акта Госиспекции по недвижимости от 01 марта 2016 года N 9093908. Кроме того, по состоянию на 2018 год, 2019 год, 2020 год здание включено в оспариваемый Перечень также и по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что акт Госинспекции по недвижимости от 01 марта 2016 года, согласно которому 63, 50% общей площади здания используется для размещения офисов и послуживший основанием для включения спорного здания в Перечень на 2017, 2018, 2019, 2020 год не отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. При это суд установил, что указанное выше здание на момент составления акта и на начало каждого из налоговых периодов использовалось для размещения собственных служб предприятия. При этом фотографии объекта недвижимости не подтверждают использование 20% и более его площадей под размещение офисов. Относительно включения здания в Перечень на периоды 2018 - 2020 годов по критерию вида разрешенного использования земельного участка, суд не согласился с позицией административного ответчика о фактическом расположении здания одновременно в границах двух земельных участков, один из которых имеет вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на нем офисных зданий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года решение Московского городского суда от 26 августа 2020 года отменено в части признания недействующими:
пункта 21838 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП с 1 января 2018 года;
пункта 23459 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП с 1 января 2019 года;
пункта 5312 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП с 1 января 2020 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" в названной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы - без удовлетворения.
Отменяя в части решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции посчитал изложенные в обжалуемом судебном акте выводы не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и дополнительно представленным доказательствам, из которых следует, что часть спорного здания также расположена на земельном участке, предназначенном для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2021 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как не соответствующего требованиям закона, в той части, в которой им отменено решение суда и оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2021 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения были допущены.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 данного Кодекса).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64, в соответствии с которым с 1 января 2014 года этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведенной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, в Перечень подлежат включению здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" использует земельный участок с кадастровым номером N площадью 187 кв.м, с видом разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения зданий делового и коммерческого назначения" (1.2.7)).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 февраля 2017 года и принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Земельно-правовыми отношениями участок не обременен (т.3 л.д.131-139).
Кроме этого, административный истец использует земельный участок с кадастровым номером N площадью 2634 кв.м, с видом разрешенного использования "эксплуатация автобазы" (т.1 л.д.140-145).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 4 марта 2016 года, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. За Министерством обороны РФ в отношении земельного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Судом апелляционной инстанции, с выводами которой соглашается судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N расположено два здания: с кадастровым номером N (т.3 л.д.122-130), а также часть спорного здания, площадью 148, 3 кв.м, большая часть которого располагается на земельном участке с кадастровым номером N.
Оба здания находятся в хозяйственном ведении административного истца и представляют собой одно строение, соединенное мансардой, часть которой выходит за пределы спорного здания, располагаясь также над зданием с кадастровым номером N (и соответственно над земельным участком с кадастровым номером N), образуя тем самым второй контур (т.3 л.д.79-81).
Поскольку большая часть спорного здания расположена на земельном участке, на котором, согласно виду разрешенного использования невозможно размещение административно-деловых центров, и как установлено судами, здание фактически не используется в целях коммерческого назначения, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется неопределенность относительно возможности применения положений статьи 378.2 НК РФ при включении в оспариваемый перечень принадлежащего административному истцу спорного здания.
Основываясь на положениях пункта 7 статьи 3 НК РФ, в силу которой неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судебная коллегия также приходит к выводу о том, что в сложившейся ситуации у административного ответчика не имелось правовых оснований для включения его в перечень в юридически значимые периоды.
Учитывая изложенное, апелляционное определение подлежит отмене, с оставлением в отмененной части в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года об отмене решения Московского городского суда от 26 августа 2020 года в части признания недействующими:
пункта 21838 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП с 1 января 2018 года;
пункта 23459 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП с 1 января 2019 года;
пункта 5312 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП с 1 января 2020 года - отменить.
Оставить в указанной части решение Московского городского суда от 26 августа 2020 года в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 24 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.