Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Смирновой Е.Д., Рахманкиной Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 1 июля 2021 года кассационную жалобу представителя администрации г. Тамбова Тамбовской области Филимоновой Т.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 июня 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Тамбова об оспаривании бездействия и возложении обязанности установить охранные зоны тепловых сетей (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-290/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя прокуратуры Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
По результатам проверки обращения собственника тепловых сетей на территории г. Тамбова - филиала ПАО "Квадра - "Тамбовская генерация" о соблюдении земельного законодательства прокурором Октябрьского района Тамбовской области в адрес главы администрации г. Тамбова внесено представление от 27 июля 2020 года N 02-01-28-2020 об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о концессионных соглашениях, о государственном и муниципальном имуществе, обусловленное выявленными в ходе проверки следующими обстоятельствами.
На территории муниципального образования городского округа - г. Тамбов не установлены охранные зоны тепловых сетей, в пределах территорий охранных зон тепловых сетей имеют место факты размещения нестационарных и стационарных торговых объектов, свидетельствующие о нарушении требований земельного законодательства РФ и создании препятствий для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей в целом, угрозы жизни и здоровью граждан, а также разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей г. Тамбова.
Рассмотрев представление прокурора, главой г. Тамбова дан ответ от 10 сентября 2020 года N 2-30-4321/20, согласно которому уполномоченным органом по установлению охранных зон тепловых сетей на территории г. Тамбова до вступления постановления Правительства РФ об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей является орган исполнительной власти Тамбовской области в лице управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Прокурор Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к администрации г. Тамбова об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер к установлению на территории муниципального образования городского округа - г. Тамбов охранных зон тепловых сетей, и возложении обязанности установить на территории муниципального образования городского округа - г. Тамбов охранные зоны тепловых сетей, мотивируя требования тем, что в силу положений части 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ установление зон с особыми условиями использования территории (включая охранные зоны тепловых сетей) должно осуществляться на основании решения администрации г. Тамбова.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 июня 2021 года, постановлено признать незаконным бездействие администрации г. Тамбова по неустановлению на территории муниципального образования городского округа - г. Тамбов охранных зон тепловых сетей и возложении обязанности на администрацию г. Тамбова в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести действия по установлению на территории муниципального образования городского округа - г. Тамбов охранных зон тепловых сетей, В кассационной жалобе представителя администрации г. Тамбова Тамбовской области Филимоновой Т.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 28 статьи 105 Земельного кодекса РФ охранная зона тепловых сетей отнесена к видам зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Проанализировав положения приведенных норм закона, а также положения части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которой до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей соответствующие полномочия осуществляются органом местного самоуправления.
Вследствие допущения административным ответчиком незаконного бездействия по установлению охранных зон тепловых сетей на территории г. Тамбова суды возложили на него обязанность по его устранению.
Доводы кассационной жалобы, содержащие утверждения об отсутствии в Правилах охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 6 августа 2020 года N 428/пр, указания на орган, уполномоченного на установление охранных зон тепловых сетей, о передаче Законом Тамбовской области от 28 декабря 2015 года N 628-З "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления городского округа - г. Тамбов и органами государственной власти Тамбовской области" полномочий по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа - г. Тамбов и проекта изменений в них в орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, направлены на иное толкование норм материального права.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия кассационного суда не находит.
Вопреки доводам жалобы все мотивы относительно доводов административного ответчика были проверены судами как первой, так и апелляционной инстанций и правомерно опровергнуты по основаниям, подробно, мотивированно и развернуто изложенным в обжалуемых судебных постановлениях.
По основаниям, приведенным выше, не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о том, что администрация г. Тамбова в рассматриваемом случае является ненадлежащим административным ответчиком.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Тамбова Тамбовской области Филимоновой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.П. Рахманкина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.