Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Жудова Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 июля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Измайловского межрайонного прокурора г. Москвы на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 января 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" к Измайловской межрайонной прокуратуре г. Москвы о признании незаконным и отмене представления (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-102/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного истца ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" Кротовой Т.А, представителя административного ответчика Прокуратуры г. Москвы Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
По результатам проверки обращения Чигриновой О.В. от 17 декабря 2018 года о несогласии с отказом ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" в назначении её дочери - Чигриновой Ю.Д, обучающейся в указанном образовательном учреждении по очной форме обучения и относящейся к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственной социальной стипендии, Измайловским межрайонным прокурором в адрес ректора ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" вынесено представление от 16 октября 2019 года N 7-2-2019/630 с требованиями безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя Измайловской межрайонной прокуратуры и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь; привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене преставления прокурора, мотивируя требования отсутствием факта нарушения законодательства об образовании и законодательства о чернобыльской катастрофе.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 7 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 января 2021 года, административное исковое заявление ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" удовлетворено частично.
Представление Измайловского межрайонного прокурора от 16 октября 2019 года N 7-2-2019/630 признано незаконным.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Измайловского межрайонного прокурора г. Москвы ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, вынесение прокурором оспариваемого представления обусловлено тем, что обучающаяся с 1 сентября 2017 года в упомянутом выше образовательном учреждении Чигринова Ю.Д. в силу части 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), пункта 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о чернобыльской катастрофе) подпадает под категорию лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в подтверждение чему ею была представлена справка о том, что с 15 марта 2016 года она зарегистрирована по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в "адрес".
В представлении указано, что выдача компетентным органом соответствующего документа является достаточным основанием для назначения государственной социальной стипендии студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
В силу части 1 статьи 26 названного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 27 Закона предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносить представление об устранении нарушений закона (абзац третий части 3 статьи 22 Закона).
В соответствии со статьей 36 Закона об образовании государственная социальная стипендия является одним из видов стипендий в Российской Федерации (часть 2).
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (часть 3).
Государственная социальная стипендия выплачивается в числе других студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (часть 5).
Аналогичная норма содержится в пункте 13 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 года N 1663.
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, перечислены в статье 13 Закона о Чернобыльской катастрофе, согласно пункту 8 которой к ним отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судами установлено, что в целях получения государственной социальной стипендии Чигриновой Ю.Д. в образовательное учреждение была предоставлена справка от 21 июня 2017 года N 2429, выданная ГБУ Тульской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", о том, что Чигринова Ю.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в "адрес", территория которого на основании статьи 11 Закона о чернобыльской катастрофе, Постановлений Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582, от 8 октября 2015 года N 1074 относилась и относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв.км, ранее на основании распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, статьи 10 Закона о чернобыльской катастрофе, Определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года N 403-О относилась к зоне проживания с правом на отселение с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 5 до 15 Ки/ув.км.
В последующем Чигриновой Ю.Д. при обращении с очередным заявлением о назначении государственной социальной стипендии в ВУЗ была представлена справка аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ N.
Оценив эти справки применительно к положениям приведенных выше норм права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что они не являются документом, подтверждающим постоянное проживание Чигриновой Ю.Д. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, отнесение Чигриновой Ю.Д. к студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указали, что Закон о чернобыльской катастрофе, определяя способы и объемы возмещения вреда, предоставления других мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, не регулирует отношения в сфере образования и не регламентирует порядок и основания назначения и выплат государственных стипендий.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе прокурора приводятся доводы, которые сводятся к неправильному толкованию и применению судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Судебная коллегия находит эти доводы заслуживающими внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании (подпункт 5);
иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами (подпункт 7).
Согласно части 1 статьи 36 Закона об образовании стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В силу статьи 2 Закона о чернобыльской катастрофе отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Положения действующего законодательства об образовании, регулирующие порядок назначения и выплаты государственной социальной стипендии студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не противоречат законодательству о чернобыльской катастрофе.
Включая в перечень обучающихся, которым выплачивается государственная социальная стипендия, студентов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, норма части 5 статьи 36 Закона об образовании фактически отсылает к норме, которая определяет категорию граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, содержащейся в Законе о чернобыльской катастрофе, поскольку как в Законе об образовании, так и в Приказе Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 года N 1663 не содержатся положений, устанавливающих соответствующую категорию граждан.
В связи с этим судебная коллегия считает ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что к категориям лиц, установленным статьей 13 Закона о чернобыльской катастрофе, применимы лишь меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац 2 статьи 2).
Статьей 2 этого Закона также предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
По смыслу приведенных норм законодательства отличие места жительства как места постоянного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Как следует из имеющихся в материалах дела выписки из домовой книги общежития, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", свидетельства N по месту пребывания, Чигринова Ю.Д, прибывшая из "адрес", зарегистрирована по указанному адресу общежития на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на период учебы в упомянутым выше образовательном учреждении, т.е. не по месту постоянного проживания.
Выезд Чигриновой Ю.Д. в связи с обучением в г. Москву и проживание в указанный период вне жилого помещения, в котором она зарегистрирована по месту жительства, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания, так как проживание граждан в жилых помещениях в общежитиях носит временный характер размещения и проживания в них.
Местом постоянного места жительства Чигриновой Ю.Д. с ДД.ММ.ГГГГ является "адрес", о чем ей выдавались указанные выше справки на основании домовой книги.
В связи с тем, что территория г. Узловая Тульской области отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о чем указывалось в выданных справках, эти справки также являлись подтверждением отнесения Чигриновой Ю.Д. к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом сроки проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, установленные в статье 4 Закона о чернобыльской катастрофе, определены для оказания конкретных мер социальной поддержки и ежемесячных выплат, предусмотренных данным Законом, и не относятся к назначению и выплате государственной социальной стипендии, предусмотренной Законом об образовании.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствовали о наличии основания для выплаты Чигриновой Ю.Д. государственной социальной стипендии.
В статье 24 Закона о чернобыльской катастрофе устанавливается правило о выдаче специальных удостоверений единого образца, в которых указываются сроки пребывания в зонах радиоактивного загрязнения, подтверждающих данное пребывание (абзац 11), но оно не распространяется в отношении граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Этой нормой также предусматривается, что в случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Однако установленные судами обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что Чигриновой Ю.Д. не соблюдена данная норма, т.е. представлена справка не установленного образца, поскольку она выехала не на новое место жительство, а также в связи с тем, что предусмотренный этой нормой образец справки предназначен для предъявления в органы, назначающие пенсии, по новому месту жительства для решения вопроса пенсионного обеспечения (при наступлении права на пенсию).
Помимо этого, на момент представления Чигриновой Ю.Д. соответствующих справок действовал Приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 29 июня 2016 года N 279-осн "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача справки для назначения государственной социальной стипендии" (утративший силу с 18 января 2019 года), в соответствии с подпунктом "к" пункта 16 которого при обращении заявителей, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, сотрудники МФЦ, учреждения рекомендуют заявителю представить в образовательную организацию документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом (паспорт).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
Данное обстоятельство является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в удовлетворенной части иска и отказа в удовлетворении требования ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" о признании незаконным представления прокурора от 16 января 2019 года N 7-2-2019/630 по мотивам, приведенным выше.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 января 2021 года в части признания незаконным представления Измайловского межрайонного прокурора от 16 октября 2019 года N 7-2-2019/630 отменить и в удовлетворении данного требования ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Н.В. Жудов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.