Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея
от 17 августа 2010 г. N 33-705
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Кулинченко О. М.
судей: Мартыненко Е. В. и Сиюхова А. Р.
при секретаре Джанхот Т. Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика - МУ Комитета имущественных отношений Администрации МО "Майкопский район" на решение Майкопского районного суда от 16 июля 2010 года, которым постановлено:
заявление Ризаева Новруз Алей Оглы удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "Майкопский район" и муниципальное учреждение Комитет имущественных отношений администрации МО "Майкопский район" в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N 01:04:57 11 006:0107 площадью 116002 кв. м., расположенного по адресу: (...) с указанием выкупной цены земельного участка в размере 6 904 руб. 29 коп.
Обязать Администрацию МО "Майкопский район" и муниципальное учреждение Комитет имущественных отношений администрации МО "Майкопский район" в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N 01:04:56 11 003:0133 площадью 289000 кв. м., расположенного по адресу: (...) с указанием выкупной цены земельного участка в размере 17200 руб. 93.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А. Р., объяснения представителя ответчика - МУ Комитета имущественных отношений Администрации МО "Майкопский район" Рючина А. С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации МО "Майкопский район" по доверенности Петинова А. В., считавшего решение суда подлежащим отмене, представителя заявителя Ризаева Н. А. по ордеру Агировой Б. Н., считавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
Ризаев Новруз Алей Оглы обратился в суд с жалобой на действия Администрации МО "Майкопский район" и Муниципального учреждения комитет имущественных отношений Администрации МО "Майкопский район". В обоснование указал, что согласно решению Майкопского районного суда от 28 января 2010 года Администрация МО "Майкопский район" обязана была в месячный срок заключить с ним договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N 01:04:57 11 006:0107 площадью 116002 кв. м., расположенного по адресу: (...), и земельного участка с кадастровым номером N 01:04:56 11 003:0133 площадью 289000 кв. м., расположенного по адресу: (...) в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ. На основании постановления главы МО "Майкопский район" от 06 мая 2010 года N 436-з Муниципальное учреждение Комитет имущественных отношений администрации МО "Майкопский район" представил проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 289000 кв. м., на котором фруктовый сад на 800 плодовых деревьев. Согласно данному проекту цена участка составляет 1 911 214 руб., которая не соответствует действующему законодательству и должна составлять с учетом требований ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 ЗК РФ, ст. 394 НК РФ и Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 57 от 08 апреля 2002 года 28 668 руб., а второго участка площадью 116002 кв. сил обязать администрацию МО "Майкопский район" заключить договоры купли-продажи по указанным им ценам.
В ходе рассмотрения дела заявитель представил уточненную и дополненную жалобу, в которой просил обязать администрацию МО "Майкопский район" и муниципальное учреждение Комитета имущественных отношений администрации МО "Майкопский район" подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711006:0107 площадью 116002 кв. м., расположенного по адресу: (...) с указанием выкупной цены в размере 6904 руб. 29 коп., а с кадастровым номером 01:04:5611003:0133 площадью 289000 кв. м., расположенного по адресу: (...) с указанием выкупной цены в размере 17200 руб. 90 коп. с ним, Ризаевым Новрузом Алей оглы.
В судебном заседании представитель заявителя Ризаева Новруза Алей оглы по доверенности Ризаев Габил Новруз Оглы поддержал дополненные и уточненные требования заявителя.
Представители заинтересованных лиц - Администрации МО "Майкопский район" по доверенности Петинов А. В. и муниципального учреждения комитет имущественных отношений администрации МО "Майкопский район" по доверенности Гаманова О. А. требования заявителя не признали.
Суд вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик - МУ Комитета имущественных отношений Администрации МО "Майкопский район" просит отменить решение Майкопского районного суда от 16 июля 2010 года, и признать законной применение выкупной цены в размере кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым N 01:04:5711006:0107, площадью 116002 кв. м., расположенного по адресу: (...), в сумме 767144,43 руб., признать законной применение выкупной цены в размере кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым N 01:04:5611003:0133, площадью 289000 кв. м., расположенного по адресу: (...) в сумме 19112114,8 руб. При этом указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Однако суд при вынесении решения не учел, что земельные участки, предоставляемые Ризаеву Н. А., относятся к землям сельскохозяйственного назначения, и зданий, строений и сооружений по данным кадастровых паспортов на них нет.
В возражениях на кассационную жалобу представитель заявителя Ризаева Н. А. по доверенности Ризаев Г. Н. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а доводы кассационной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суд при вынесении решения применил действующий порядок определения выкупной цены вышеуказанных земельных участков, предусмотренный п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67, 195 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.
Принимая решение по существу и удовлетворяя заявление Ризаева Н. А., суд правомерно применил ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" до 01 января 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численность населения до 500 000 человек в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Поскольку в Республике Адыгея цена земельного участка не установлена уполномоченным органом, суд правомерно применил трехкратный размер ставки земельного налога.
Законом Республики Адыгея "О регулировании земельных отношений" от 07 июня 2007 года предусмотрено, что к полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея в сфере регулирования земельных отношений относятся установление порядка принятия решений о продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Таким образом, в соответствии с названным законом к полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея не относится установление порядка определения цен земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, решение суда принято при правильном применении норм материального права с соблюдением норм процессуального права, а потому является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Майкопского районного суда от 16 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Кулинченко О. М. |
Судьи: |
Мартыненко Е. В. и Сиюхов А. Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 17 августа 2010 г. N 33-705
Текст определения размещен на сайте Верховного суда Республики Адыгея в Internet (www.vs.adg.sudrf.ru)