Решение Верховного Суда Республики Адыгея
от 22 марта 2010 г. N 7-21
Судья Верховного Суда Республики Адыгея Митусов В.М.
- с участием прокурора Базарова Е.Н.
- представителя Управления по Республике Адыгея Федеральной антимонопольной службы России - Вдовиной О.Ю. (по доверенности);
- Мекулова Н.А. - лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении,
Рассмотрев протест заместителя Прокурора Республики Адыгея и жалобу заместителя руководителя Управления по Республике Адыгея ФАС России на не вступившее в законную силу решение судьи Майкопского городского суда от 19 февраля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Мекулова Н. А. - члена Единой комиссии уполномоченного органа (Министерства финансов Республики Адыгея) по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея, установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 28 января 2010 года члену Единой комиссии уполномоченного органа по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея - начальнику отдела по формированию и размещению государственного заказа путем проведения торгов Управления по формированию и размещению государственного заказа Республики Адыгея Министерства финансов Республики Адыгея Мекулову Н.А. назначено наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что 08 сентября 2009 года Единая комиссия при его участии приняла решение о допуске к участию в аукционе по лотам N 13 и N 27 ГОУ "Профессиональный лицей N 7" несмотря на отсутствие у этого юридического лица лицензий на осуществление образовательной деятельности в г. Майкопе и Майкопском районе, а также отсутствие необходимых заключений на помещения, в которых лицей намерен был проводить профессиональное обучение граждан.
Вместе с тем согласно ст. ЗЗ Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" и п. п. 7 и 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства России за N 277 от 31 марта 2009 года, лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии, которая создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования (в конкретном случае Министерством образования и науки РА), по заявлению учредителя образовательного учреждения, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, при этом предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемого образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Такого заключения ГОУ "Профессиональный лицей N 7" на помещения для осуществления образовательной деятельности в г. Майкопе и Майкопском районе не представило, а Единая комиссия не обратила на этого внимания.
Мекулов Н.А. же в числе членов Единой комиссии голосовал за допуск на участие в аукционе "Профессиональный лицей N 7" необоснованно, чем совершил административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка отбора участников конкурса, то есть нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, так как участник размещения заказа на право оказания услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан должен соответствовать требованиям законодательства РФ.
ГОУ "Профессиональный лицей N 7" в составе заявок на участие в конкурсе представило копии лицензий, выданные Минобразования и науки РА, в которых указано местонахождение образовательного учреждения в с. Красногвардейском, а его филиала - в ауле Хакуринохабль, но при этом было допущено по результатам изучения заявок Единой комиссией к участию в конкурсе по лотам NN13 и 27, предметом которых являлось осуществление образовательной деятельности в г. Майкопе и Майкопском районе, а в последствии по результатам проведения оценки и сопоставления заявок признано победителем конкурса по указанным лотам.
Однако действие представленных в составе заявок лицензий ограничивалось местом нахождения ГОУ "Профессиональный лицей N 7" в селе Красногвардейском и филиала в ауле Хакуринохабль, а филиалов в г. Майкопе и Майкопском районе лицей не имел.
Решением судьи Майкопского городского суда от 19 февраля 2010 года, вынесенным по жалобе Мекулова Н.А., указанное выше постановление отменено, а дело об административном правонарушении в его отношении прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Решение не вступило в законную силу.
В порядке ст. 30.10 КоАП РФ заместителем прокурора РА подан протест, а на основании ст. 30.9 КоАП РФ заместителем руководителя Управления по РА ФАС России - жалоба на предмет отмены не вступившего в законную силу решения суда, поскольку в действиях Мекулова Н.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Доводы, как протеста, так и жалобы о виновности Мекулова Н.А. в инкриминируемом ему административном правонарушении аналогичны приведенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мекулова Н.А., вынесенного заместителем прокурором РА 31 декабря 2009 года, и в постановлении заместителя руководителя Управления по РА ФАС об административном наказании Мекулова Н.А. по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ от 28 января 2010 года.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста и жалобы, объяснения Вдовиной О.Ю. - представителя Управления по РА ФАС (по доверенности), поддержавшей доводы жалобы считаю, что обжалуемое решение судьи подлежит оставлению без изменения.
Согласно ч. З и ч. 3.1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заявка на участие в конкурсе должна содержать: 1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица; г) документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа; д) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц); е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой; 2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром; 3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе: а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения); б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса; в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом; г) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации. Заявка на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 указанного Закона требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" -"в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.
Как видно из материалов настоящего дела и дела N 05-11, содержащего документы Управления по РА ФАС России, на основании которых Мекулов Н.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, конкурсная документация, представленная образовательным учреждением ГОУ "Профессиональный лицей N 7", входящая в состав заявки на участие в конкурсе по лотам N 13 и N 27, содержит перечень документов, который находится в пределах требований, предусмотренных законодательством о размещении заказа.
Признавая же постановление антимонопольного органа от 28 января 2010 года незаконным, судья обоснованно исходил из того, что при проведении процедуры конкурсного отбора претендентов по лотам N 13 и N 27 в сентябре 2009 года, Мекулов Н.А. в составе конкурсной комиссии действовал в рамках надлежащего законодательства, обеспечивая принцип равенства участников конкурса и не допустил при этом нарушений Закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года (с последующими изменениями).
Судья Майкопского городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что требование должностного лица Управления по РА ФАС России о предоставлении претендентом не предусмотренных ч. З ст. 25 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данных о наличии лицензий на ведение образовательной деятельности в г. Майкопе и Майкопском районе, а также заключений на допуск помещений для ведения образовательного процесса к эксплуатации в образовательных целях не соответствует Перечню документов, установленного ч. 3 ст. 25 Федерального закона, который является исчерпывающим. В этот перечень не входят документы или сведения об учредителях, субъектах собственности юридического лица, наименовании и фактическом нахождении филиалов, численности работников, банковских реквизитов, адресе электронной почты, номере факса, также как и таблица цен.
Кроме всего у ГОУ "Профессиональный лицей N 7" имелись лицензии на право ведения образовательной деятельности в Адыгее с указанием места нахождения юридического лица. Также им представлялся в Единую комиссию и договор с МУП "Майкопское троллейбусное управление" г. Майкопа по использованию помещения учебно-производственного центра для осуществления учебного процесса.
Мекулов Н.А. находясь в составе Единой комиссии при рассмотрении вопроса об участии в конкурсе образовательного учреждения ГОУ "Профессиональный лицей N 7", как установил судья Майкопского городского суда, действовал в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ (с последующими изменениями) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поэтому судьей обоснованно отменено постановление заместителя руководителя Управления по РА ФАС от 28 января 2010 года в отношении Мекулова Н.А. и дальнейшее производство по делу прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения в его действиях.
Таким образом, оснований к отмене решения судьи Майкопского городского суда от 19 февраля 2010 года не имеется, в связи с чем протест заместителя прокурора РА и жалоба заместителя руководителя Управления по РА ФАС удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9, 30.10 КоАП РФ решил:
решение судьи Майкопского городского суда от 19 февраля 2010 года оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Республики Адыгея и жалобу заместителя руководителя Управления по Республике Адыгея Федеральной антимонопольной службы России - без удовлетворения.
Судья |
В. М. Митусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2010 г. N 7-21
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Адыгея в Internet (http://vs.adg.sudrf.ru/)