Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А, судей Дятлова М.В, Жидковой Е.В, при секретаре Фоминой Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Чижевского Алексея Алексеевича к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 30 июня 2021 г, которым постановлено:
"исковые требования Чижевского Алексея Алексеевича к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Орла в постановке Чижевского Алексея Алексеевича на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда
Обязать администрацию города Орла предоставить Чижевскому Алексею Алексеевичу благоустроенное жилое помещение в городе Орле по договору найма муниципального специализированного жилищного помещения по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Взыскать с администрации г. Орла в пользу Чижевского Алексея Алексеевича расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Забелиной О.А, выслушав возражения представителя Чижевского А.А. - адвоката Медведева И.А. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Чижевский А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Новодеревеньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области от 31 марта 2010 г. он принят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени его право на обеспечение жилым помещением не реализовано, местом его жительства является г. Орел, а администрация г. Орла отказала ему в постановке на учет, просил суд обязать администрацию г.Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления на одного человека в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N727-ОЗ.
Определением судьи Советского районного суда г. Орла от 24 мая 2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (л.д. 1-2).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истец в настоящее время достиг возраста 27 лет, а потому он не может рассматриваться в качестве лица, имеющего права на предоставление мер социальной поддержки. Ссылается на то, что на момент возникновения права на получение жилого помещения истец был зарегистрирован в Новодеревеньковском районе Орловской области, а потому у администрации г. Орла не возникла обязанность по его постановке на учет и предоставлению жилого помещения. Приводит доводы о том, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что предоставление истцу жилого помещения возможно только при наличии необходимого финансирования из бюджета Орловской области.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, от представителей Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, администрации г. Орла поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие. Чижевский А.А. реализовал свое право на участие в деле через представителя. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чижевский А.А. родился "дата" (л.д. 8). Его родители умерли: "дата" умер отец ФИО7, а "дата" умерла мать ФИО8 (л.д.10, 11).
В период с 1 июня 2006 г. по 31 августа 2011 г. Чижевский А.А. обучался в "... " (л.д.16).
Постановлением администрации Новодеревеньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области от 31 марта 2010г. N 2 Чижевский А.А. поставлен на учет на получение жилого помещения (л.д. 12).
Постановлением администрации Новодеревеньковского района Орловской области от 16 марта 2013 г. Чижевский А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.13-15).
С 1 сентября 2012 по 31 января 2015 г. Чижевский А.А. проходил обучение в "адрес" и проживал в общежитии "адрес" "адрес" (л.д. 48).
С 1 декабря 2015 г. на основании договора найма истец проживает в жилом помещении - комнате, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 19- 20). Чижевский А.А. работает в г.Орле, что подтверждается копией трудового договора (л.д. 21-23).
Таким образом, с 2012 г. местом жительства Чижевского А.А. является г. Орел.
Однако, несмотря на то, что местом жительства Чижевского А.А. является г. Орёл администрация г. Орла на основании постановления от 12 февраля 2021 г. отказала Чижевскому А.А. в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений (л.д. 24-25). Именно в связи с тем, что г.Орёл является местом жительства истца, последний отказался от получения жилья в Новодеревеньковском районе Орловской области, что подтверждается ответом администрации Новодеревеньковского района Орловской области от 8 июня 2021 г. (л.д. 42-43).
На праве собственности жилых помещений Чижевский А.А. не имеет (л.д. 37).
Исходя из того, что смена постоянного места жительства не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшиеся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа администрации г. Орла в постановке Чижевского А.А. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что г. Орёл не является местом жительства истца, опровергается материалами гражданского дела, которыми бесспорно установлен факт проживания истца с 2012 г. на территории г. Орла.
Довод апелляционной жалобы, что истец не может рассматриваться в качестве лица, имеющего права на предоставление мер социальной поддержки в связи с достижением им возраста 27 лет, основан на неверном толковании действующего законодательства. По смыслу действующего законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей, принятых на соответствующий учет, на весь период до получения ими соответствующего жилья, независимо от того какого возраста они достигли.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом порядка исключения из списка по прежнему месту жительства является несостоятельным по следующим основаниям.
Так, на основании подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее по тексту- Правила).
В пункте 23 данных Правил указано, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Исходя из того, что Чижевский А.А. изменил место жительство на территории Орловской области, то положения указанных Правил не применимы в отношении Чижевского А.А. В данном случае реализация права истца на предоставление жилого помещения возложена на орган исполнительной власти Орловской области, субъекта Российской Федерации, а потому изменение места жительства Чижевского А.А. на территории Орловской области не может лишать истца права на предоставление жилого помещения по месту жительства- в г. Орле.
Установив, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано, иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Чижевский А.А. не имеет, Чижевский А.А. является нуждающимся в жилом помещении, то суд первой инстанции правомерно обязал администрацию г.Орла предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 30 июня 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.