Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М. В, судей Клименко Е. Г, Хуснутдиновой И. И, при секретаре Павленко Д. Э, рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2021 года в городе Хабаровске гражданское дело N 2-1553/2021 (27RS0001-01-2021-001096-43) по иску Борисова Д.Н к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе истца Борисова Д. Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Гвоздева М. В, объяснения представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска - Денисюка А. А, судебная коллегия
установила:
Борисов Д. Н. обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - Управление ЖКХ) о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что законодательство Российской Федерации гарантирует каждому погребение и достойное отношение к его телу после смерти. Управление ЖКХ обязано вести учет захоронений, производимых на общественных муниципальных кладбищах, организовывать содержание кладбища в надлежащем порядке и предоставлять заинтересованным лицам информацию о захоронениях.
Борисов Д. Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации о месте погребения его родного дяди Борисова Б. Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 21 апреля 1957 года. Ответом от Управления ЖКХ он проинформирован о том, что Книги регистрации захоронений на Центральном кладбище г. Хабаровска за 1957 год утрачены.
Узнав об этом, Борисов Д. Н, осознавая, что не сможет более ухаживать за могилой родственника, посещать ее, быть погребенным рядом с родственником, испытал нравственные переживания, сильное моральное потрясение, чувство несправедливости, находился в подавленном состоянии, ощущал беспомощность изменить сложившуюся ситуацию. Тем самым ему был причинен моральный вред.
На основании изложенного Борисов Д. Н. просил суд взыскать с Управления ЖКХ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1500000 руб, обязать ответчика в срок, не превышающий 10 рабочих дней, провести инвентаризацию мест захоронений на Центральном кладбище г. Хабаровска за 1957 год, восстановить Книги регистрации захоронений на Центральном кладбище г. Хабаровска за 1957 год и направить в его адрес сведения о месте и дате погребения Борисова Б. Н, а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 мая 2021 года в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе истец Борисов Д. Н. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Непосредственные действия ответчика, которыми ему причинен моральный вред, выражаются в утрате или умышленном уничтожении книги захоронений на Центральном кладбище г. Хабаровска за 1957 год; непринятии мер к восстановлению данной книги и, как следствие, непроведении инвентаризации мест захоронения; непредоставлении запрашиваемой информации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу Управление ЖКХ просит решение суда оставить без изменения, ссылается на пропуск Борисовым Д. Н. срока исковой давности. Указывает, что истец, зная о захоронениях своих умерших родственников на Центральном кладбище г. Хабаровска, долгое время не интересовался судьбой их могил, не осуществлял должный уход за ними, не предпринимал никаких мер по обозначению мест захоронения согласно установленным требованиям, тем самым собственным бездействием нарушил установленный порядок содержания мест погребения.
Истец Борисов Д. Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в возражениях на жалобу, поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, Борисов Д. Н. приходится родным племянником Борисову Б.Н, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, умершему 21 апреля 1957 года.
Согласно ответу Управления ЖКХ от 17 ноября 2020 года на обращение Борисова Д. Н. сведения о месте погребения Борисова Б.Н. отсутствуют, книги регистрации захоронений за 1957 год не сохранились.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 150, статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", решением Хабаровской городской Думы от 25 января 2005 года N 27 "О погребении и похоронном деле в городе Хабаровске", исходил из того, что отсутствуют доказательства нарушения ответчиком личных неимущественных прав и нематериальных благ истца, а также доказательства захоронения Борисова Б. Н, умершего 21 апреля 1957 года, в г. Хабаровске. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу положений пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (часть 1 статьи 4).
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18).
Согласно Порядку деятельности общественных кладбищ и Правилам содержания мест погребения, утвержденным решением Хабаровской городской думы от 25 января 2005 года N 27, посетители кладбища имеют право получать информацию из имеющейся базы данных о месте расположения захоронения (пункт 3 части 3 статьи 5).
Управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации города обязано вести учет захоронений, производимых на общественных муниципальных кладбищах, организовывать содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать, в числе иного, предоставление заинтересованным лицам информацию о захоронениях (пункт 13 статьи 4).
Как следует из материалов дела, Борисову Д. Н. информация о месте погребения его родственника предоставлена не была, поскольку не сохранились книги захоронений за 1957 год.
В судебном заседании с достоверностью не установлено, что указанным обстоятельством истцу причинены физические или нравственные страдания. При этом судебная коллегия учитывает, что дядя Борисова Д. Н. умер в возрасте одного года, задолго до рождения истца, в связи с чем, между ними не могли возникнуть никакие личные отношения, в результате которых в связи с отсутствием информации о месте захоронения Борисов Д. Н. мог испытать нравственные страдания. Истца длительное время не интересовало место захоронения родственника, и у него не было потребности осуществлять уход за данным местом.
В деле отсутствуют доказательства того, что Книги регистрации захоронений за 1957 год утрачены по вине ответчика.
Кроме того, в повторном свидетельстве о смерти Борисова Б. Н. не указано место его смерти, в связи с чем, не подтверждено, что он умер и захоронен в городе Хабаровске.
В связи с изложенным районный суд правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и возложении на ответчика обязанностей, указанных истцом. Основания для проведения инвентаризации мест захоронения по доводам, указанным истцом в иске и входе рассмотрения дела, отсутствуют.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске Борисовым Б. Н. срока исковой давности.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, на требования Борисова Б. Н. о взыскании компенсации морального вреда исковая давность не распространяется.
В отношении требований о возложении на ответчика обязанности срок исковой давности не пропущен.
В связи с изложенным вывод суда о пропуске срока исковой давности подлежит исключению из мотивировочной части решения.
В соответствии с частью 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 мая 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Борисова Д.Н к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Борисова Д. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.