Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г, судей Хлыстовой Е.В, Сивохина Д.А, при секретаре Моревой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Святовой Л.В. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по административному делу N 2а-45/2021 по административному исковому заявлению Святовой Л.В. к Администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области об отмене постановления и обязании предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В, пояснения представителя административного истца Сорокина К.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Администрации с.п. Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области Гайдукова А.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Святова Л.В. обратилась в Безенчукский районный суд Самарской области с указанным выше административным иском, требуя признать незаконным постановление администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области N от 30.09.2020 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и обязать административного ответчика предоставить соответствующее разрешение.
В обоснование заявленных требований Святова Л.В. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" На указанном земельном участке административным истцом был возведен объект капитального строительства - жилой дом, однако не было соблюдено минимального расстояния от жилого дома до границы земельного участка.
Для оформления права собственности в установленном законом порядке административный истец 29.05.2020 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предоставив копию паспорта, копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении принадлежащего ей земельного участка и ситуационный план.
Постановлением администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области N от 30.09.2020 Святовой Л.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок согласно схеме территориального планирования м.р. Безенчукский Самарской области, располагается в зоне подтопления, что влечет запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, в силу п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Святова Л.В. с указанным постановлением не согласилась, считая его незаконным.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года административные исковые требования Святовой Л.В. оставлены без удовлетворения (л.д. 104-112).
В апелляционной жалобе Святова Л.В. просит решение суда отменить полностью и принято по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указав, что ее земельный участок находится в зоне катастрофического затопления, которая не предусматривает применение норм п.1 ч.6 ст. 67.1 ВК РФ; в выписке из ЕГРН сведений о том, что участок принадлежит к какой-либо зоне с особыми условиями отсутствует (л.д. 116, 117).
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Сорокин К.С. доводы апелляционной жалобы поддержал частично. Не возражал, что зона затопления в данном случае является установленной и при отсутствии сведений о ней в ЕГРН. При этом настаивал на том, что на зону катастрофического затопления, в которой находится земельный участок истца, не распространяются нормы п.1 ч.6 ст. 67.1 ВК РФ.
Представитель административного ответчика Администрации с.п. Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области Гайдуков А.В. против доводов апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что земельный участок Святовой Л.В, на котором расположен дом, находится и в зоне катастрофического затопления и в зоне затопления 1%-м паводком.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что Святова Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес"
В 2019 году Святовой Л.В. в границах земельного участка с кадастровым номером N возведен одноэтажный жилой дом, площадью 72, 4 кв. м, что подтверждается техническим планом.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство; для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ).
В то же время, судом установлено, что жилой дом был возведен истцом в 2019 году, что стороной административного истца в судебном заседании не оспаривалось.
29.05.2020 Святова Л.В. обратилась в администрацию сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предоставив копию паспорта, копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении принадлежащего ей земельного участка и ситуационный план.
На основании части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Так, по заявлению Святовой Л.В. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, были проведены публичные слушания и дано соответствующее заключение.
Постановлением администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области N от 30.09.2020 Святовой Л.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок согласно схеме территориального планирования м.р. Безенчуккий Самарской области, располагается в зоне затопления 1%-м паводком, что влечет запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, в силу п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. К числу таких ограничений, в частности, относится нахождение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод на определенные территории и объекты (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно п. 3 Положения о зонах затопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года г. N360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ (ред. От 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Согласно п. 14 ст. 7 Устава муниципального района Безенчукский Самарской области, принятого решением Собрания представителей м.р. Безенчукский Самарской области от 11.05.2010 года N 640, к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.
Судебной коллегией установлено, что схемой территориального планирования м.р. Безенчукский Самарской области, утвержденной решением Собрания представителей м.р. Безенчукский Самарской области от 11.05.2010 года N164 (л.д. 205-218), т.е. до издания постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к зоне затопления, следовательно, на него распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий (пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
При этом схема территориального планирования м.р. Безенчукский Самарской области, утвержденная решением Собрания представителей м.р. Безенчукский Самарской области от 11.05.2010 года N164 незаконной не признана, административным истцом не оспорена.
Поскольку существует действующий нормативно-правовой акт муниципального района Безенчукский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей м.р. Безенчукский Самарской области от 11.05.2010 года N164 с изменениями, отказ Администрации с.п. Екатериновка муниципального района Безенчукский Самаркой области не может быть признан незаконным, т.к. он вынесен надлежащим муниципальным органом, в рамках предоставленных полномочий и на основании действующей схемы территориального планирования.
Довод стороны административного истца о том, что земельный участок истца не относится ни к зоне затопления, ни к зоне подтопления, на которые распространяются нормы п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Так, исходя из наглядных схем зоны с особыми условиями использования территории м.р. Безенчукский Самарской области (л.д. 216-219) земельный участок Святовой Л.В. находится как в зоне катастрофического затопления, как указывает стороны административного истца, так и одновременно в зоне затопления 1%-м паводком, на которую и распространяется ограничение, установленное п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Нахождение земельного участка административного истца Святовой Л.В. именно в зоне затопления 1%-м паводком следует и из протокола заседания комиссии по подготовке проекта и внесении изменений правил землепользования и застройки с.п. Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области от 25.09.2020 года (л.д. 79, 80).
Доказательств обратного стороной административного истца не представлено.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Святова Л.В. фактически на момент обращения к административному ответчику уже возвела жилой дом, а не имела намерение его возвести, направив уведомление о планируемом строительстве, в связи с чем, обжалуемое решение не нарушает ее законных интересов, поскольку признание ее прав на возведенный индивидуальный жилой дом возможно в порядке искового производства в порядке ст. 222 ГК РФ.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Святовой Л.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.