Решение Верховного Суда Республики Адыгея
от 28 августа 2008 г. N 3-9/07
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - М.,
при секретаре - Н.,
с участием прокурора - А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по заявлению гражданки Республики Абхазия У. об установлении усыновления гражданина Российской Федерации К.А., <...>, находящегося в Майкопском муниципальном учреждении здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка", установил:
Гражданка Республики Абхазия У. обратилась в суд с заявлением об установлении усыновления гражданина Российской Федерации несовершеннолетнего К.А. <...>, находящегося в Майкопском муниципальном учреждении здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка" г. Майкопа.
В обоснование своего заявления указала, что имеет стабильный заработок, жилье, трудоустроена, что позволит воспитать ребенка. В браке не состоит, желает воспитывать и содержать ребенка, дать ему приют и любовь, сделать его жизнь счастливой.
В случае принятия судом решения об удовлетворении просьбы об усыновлении просит определить ребенку фамилию У., имя - <...>, отчество - <...>. Дату рождения с <...> изменить на <...>, место рождения оставить без изменения - г. Майкоп, Россия.
В судебном заседании заявитель поддержала свою просьбу и указала, что не изменила своего желания усыновить ребенка, о состоянии его здоровья осведомлена, правовые последствия усыновления понятны.
Заслушав объяснения заявителя У., мнение представителей Майкопского муниципального учреждения здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка" Л. и органов опеки и попечительства муниципального образования "Город Майкоп" П. (по доверенности) о возможности усыновления У. несовершеннолетнего К.А., а также мнение прокурора А., полагавшего в установлении усыновления гражданкой Республики Абхазия У. несовершеннолетнего К.А. отказать, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).
В соответствии со ст.ст. 16, 17 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г., ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., усыновление ребенка за границей в качестве альтернативного решения вопроса обеспечения ребенка семьей может рассматриваться лишь в случае, если не представляется возможным передать его другой семье на воспитание или усыновление или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения.
Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (пункт 2 статьи 54 СК РФ). Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения.
Таким образом, нормами международного права, нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации предусмотрена возможность международного усыновления лишь при наличии целесообразности и юридического обоснования усыновления конкретного ребенка, с целью соблюдения интересов ребенка.
Согласно положениям ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований закона, при установлении усыновления ребенка необходимо выяснить, допускается ли в отношении данного ребенка усыновление, т.е. является ли он несовершеннолетним и оставшимся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении <...>, выданного отделом ЗАГС Гиагинского района Управления ЗАГС Республики Адыгея Российской Федерации К.А. <...>. Его мать - К.С., сведения об отце в актовой записи ребенка отсутствуют.
Распоряжением главы администрации муниципального образования от 3 марта 2005 года N 77 К.А. <...> передан на воспитание в "Психоневрологический дом ребенка", как ребенок, оставшийся без попечения родителей, рожден вне брака, мать которого оставила ребенка и скрылась в неизвестном направлении.
Решением Майкопского городского суда от 26 апреля 2006 года, вступившим в законную силу 11 мая 2006 года, К.С., мать несовершеннолетнего К.А., признана безвестно отсутствующей с 1 января 2005 года.
Согласно ст. 131 СК РФ для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.
Комитет по образованию администрации города Майкопа в своем письменном заключении указал, что: изучив представленные документы по вопросу усыновления несовершеннолетнего К.А., <...>, гражданкой Республики Абхазия, полагает, что данное усыновление педагогически целесообразно и юридически обоснованно: кандидат в усыновители имеет необходимые условия для воспитания усыновляемого ребенка, способна обеспечить здоровый климат в семье; она соответствует требованиям закона к моральному, финансовому, физическому и психическому состоянию, предъявляемым к кандидатам в усыновители; она осведомлена о состоянии здоровья несовершеннолетнего и правовых последствиях усыновления.
Правовой статус несовершеннолетнего К.А. позволяет передать его в семью на усыновление: рожден вне брака, мать признана безвестно отсутствующей решением суда, бабушка ребенка не имеет намерения воспитывать внука, о чем дала письменное согласие на передачу его на усыновление, в том числе и международное.
Сведения о ребенке находятся на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, с 06.09.2006, и в установленные законодательством сроки не представилась возможность передать его на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк о детях. Кандидат на усыновление состоит на учете в министерстве образования и науки Республики Адыгея с 27 сентября 2005 года. Она по направлению МОиН РА 5 дней лично общалась в ММУЗ "Психоневрологический Дом ребенка" г. Майкопа с усыновляемым ребенком и свое намерение об усыновлении не изменила.
Согласно медицинскому заключению от 9 августа 2007 года К.А. имеет основной диагноз: ППЦИС, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных расстройств, железодефицитная анемия, гипотрофия II ст., минофарингит, термический ожог II - III ст. правого плеча, сопутствующий диагноз - задержка психо-речевого развития.
Из справки главного врача ММУЗ "Психоневрологический дом ребенка" от 8 августа 2007 года N 206 следует, что за время пребывания мальчика в доме ребенка никто из родственников прав на него не предъявлял, судьбой не интересовался, материальную помощь не оказывал. Главный врач ММУЗ "Психоневрологический дом ребенка" не возражает против международного усыновления ребенка.
Министерство образования и науки Республики Адыгея в письме от 5 июля 2007 года N 2240 подтверждает постановку на учет 27 сентября 2005 года в качестве кандидата в усыновители У. 14.09.1953 рождения.
Согласно сообщению Министерства образования Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 3015-09а/15745 и пояснению представителя Комитета по образованию администрации г. Майкопа сведения о К.А. находятся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей свыше трех месяцев, предусмотренных ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно с 6 сентября 2006 года, но в установленные законом сроки передать его на воспитание в семью граждан Российской Федерации не представилось возможным.
Одновременно Министерство образования и науки Российской Федерации обращает внимание на то, что Департаментом был направлен запрос в МИД России с просьбой разъяснить порядок передачи детей, граждан Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающими в Республике Абхазия. И рекомендует при рассмотрении дела об усыновлении К.А. учитывать позицию МИД России по данному вопросу.
Из письма заместителя директора четвертого Департамента Стран СНГ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 26 июля 2007 года N 4375/4 следует, что Абхазия - самопровозглашенное государство, не признанное ни одним государством - членом ООН и являющееся, с точки зрения международного права, составной частью Грузии. В то же время большая часть территории этой непризнанной республики грузинскими властями фактически не контролируется. Российская Федерация на данном этапе принцип территориальной целостности Грузии не оспаривает.
Исходя из указанного, государством постоянного проживания указанного кандидата в усыновители формально является Грузия, и все вопросы в этой связи следовало бы решать с Тбилиси, но учитывая изложенное, это представляется нереализуемым.
В связи с изложенным Министерство иностранных дел Российской Федерации полагает, что в настоящее время от практики усыновления жителями Абхазии российских детей следует воздержаться.
Из пояснений представителей органа опеки и попечительства муниципального образования "Город Майкоп" П., а также Майкопского муниципального учреждения здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка" Л. российские семьи интересовались ребенком на предмет усыновления, однако никто из них не пожелал усыновить К.А.
Таким образом, правовое положение малолетнего К.А. позволяет передать его на усыновление, в том числе и гражданам иностранного государства. Однако возможность передать ребенка на усыновление гражданке Республики Абхазия, в связи с изложенными выше обстоятельствами, не представляется возможным.
Кроме того, исследовав представленные заявительницей У. документы, суд приходит к следующим выводам.
Нормами Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрены обязательные требования, предъявляемые к заявлению кандидата в усыновители и перечень документов, в обязательном порядке прилагаемых к заявлению.
Так, к заявлению в силу ст. 271 ГПК РФ должны быть приложены: копия свидетельства о рождении усыновителя; медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
Закон не предусматривает требований к размеру заработной платы. Однако доход не должен быть меньше того, который позволил бы обеспечить усыновленному ребенку нормальные условия жизни. Доход на самого усыновителя и его иждивенцев не должен быть ниже прожиточного минимума на каждого. Для доказательства того, что полученный доход позволит обеспечить ребенку нормальные условия жизни, необходимо подтвердить постоянство этих доходов.
Из справки, представленной заявителем, следует, что У. занимает должность <...>. Из справки о заработной плате следует, что У. получала с декабря 2006 года по май 2007 года по 2100 рублей, а в июне - июле 2007 года по 6200 рублей.
Согласно сведениям, содержащимся в справке, выданной Управлением государственной статистики Республики Абхазия, величина прожиточного минимума в Республике Абхазия по состоянию на 1 июля 2007 года составляет 2688 рублей.
Исходя из вышеуказанных норм закона и изученной справки о заработной плате, суд приходит к выводу, что получаемый заявителем доход является незначительным и не многим больше превышает величину прожиточного минимума в Республике Абхазия (в среднем заявителем за 8 месяцев получено 12400 рублей, а в среднем за месяц 3112,50 рубля). Сведений о получении иных доходов заявителем не представлено.
В то же время содержание одного ребенка в Майкопском муниципальном учреждении здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка" составляет около 8000 рублей. При этом на питание ребенку необходимо ежемесячно не менее 2500 рублей.
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что получаемый У. доход является незначительным и не позволит ей предоставить усыновляемому ребенку нормальное материальное обеспечение, в том числе и медицинское обслуживание, на что необходимы дополнительные значительные затраты. С учетом предпенсионного возраста заявительницы суд полагает, что материальное положение в скором будущем не улучшится.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 271 ГПК РФ кандидат в усыновители должен представить и документ о постановке его на учет в качестве кандидата в усыновители. Указанный документ выдается органами опеки и попечительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".
Согласно сведениям Министерства образования Республики Адыгея от 5 июля 2007 года У. состоит на учете в качестве кандидата в усыновители с 27 сентября 2005 года.
Согласно п. 2 ст. 271 ГПК РФ к заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.
Для граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства требуются дополнительные документы, а именно:
- письменное обязательство кандидатов в усыновители о постановке на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке усыновляемого ими ребенка;
- письменное обязательство кандидатов в усыновители о предоставлении возможности обследования условий жизни и воспитания усыновляемого ребенка;
- заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, или лицами без гражданства - компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители;
- письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке.
Письмом Управления образования администрации г. Сухум подтверждено, что У. состоит на очереди кандидатов в усыновители (очередной N 2 от 06.01.2005).
Управление образования администрации г. Сухум в письме от 3 июля 2007 года обязывается осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и предоставлять отчеты, но о контроле за постановкой ребенка на учет в консульском учреждении Российской Федерации в данном письме не сообщено.
Из заключения Управления образования г. Сухум по вопросу усыновления следует, что гражданка У. может быть усыновителем ребенка. Письмом Министерства образования Республики Абхазия подтверждено, что Управление образованием г. Сухум компетентно в подготовке документов для усыновления ребенка.
Вместе с тем из письма Управления образования администрации г. Сухум от 7 мая 2007 года следует, что отсутствует возможность проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновляемого ребенка ввиду отсутствия консульских учреждений. Письмом Министерства юстиции Республики Абхазия от 24 августа 2007 года подтверждается лишь возможность ввоза ребенка на территорию республики. То есть отсутствует разрешение компетентного органа Республики Абхазия, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на постоянное жительство на территории указанной республики усыновленного ребенка.
Указанные обстоятельства приводят суд к выводу о том, что возможность поставить на консульский учет ребенка - К.А. в Республике Абхазия в настоящее время отсутствует, что в дальнейшем послужит препятствием для осуществления контроля за условиями проживания и воспитания ребенка в семье кандидата в усыновители. Отсутствие разрешения на проживание на территории Республики Абхазия ребенка поставит под угрозу законность нахождения ребенка на территории республики.
Учитывая вышеуказанное письмо Министерства иностранных дел Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что согласно нормам международного права Республика Абхазия является составной частью государства - Грузии. Однако разрешить вопросы о возможности международного усыновления гражданина Российской Федерации жителем Республики Абхазия не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 271 ГПК РФ) все представленные кандидатом в усыновители документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации.
В соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, документы государств - участников этой Конвенции не требуют консульской легализации и могут быть подтверждены апостилем, проставленным управомоченными органами. В Российской Федерации апостиль могут проставить нотариусы, Министерство юстиции РФ, Министерство образования РФ и др.
Таким образом, все представленные кандидатом в усыновители документы должны быть легализованы в установленном порядке, поскольку сведений о том, что Республика Абхазия является участником Конвенции, у заявителя не имеется и суду они не представлены.
Между тем из всех документов, представленных У., нотариально заверены: копия свидетельства о рождении, паспорт гражданина Абхазии, паспорт гражданина Российской Федерации (действительный до 23 сентября 2009 года) и копия ордера на занятие жилого помещения.
Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленные суду документы не легализованы в установленном порядке.
При усыновлении детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, должно применяться и законодательство государства, гражданином которого является усыновитель. Учитывая это, суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.).
Между тем в данном случае суд лишен возможности проверить, имеются ли препятствия к усыновлению, установленные законодательством Республики Абхазия, в связи с чем при разрешении данного заявления суд руководствуется законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 ст. 165 СК РФ в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.
Таким образом, суд исходя из анализа вышеизложенных норм законодательства, обстоятельств дела, в том числе и личных качеств усыновителя, ее возраста, материального обеспечения, учитывая интересы несовершеннолетнего ребенка, приходит к выводу, что в данном случае усыновление не будет юридически обоснованным и целесообразным.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 124, 125, 129, 130, 131, 134, 135, 136, 165, 166 Семейного кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 194, 198, 273 и 264 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
В установлении усыновления гражданина Российской Федерации несовершеннолетнего К.А., <...>, находящегося в Майкопском муниципальном учреждении здравоохранения "Психоневрологический дом ребенка" г. Майкопа, гражданкой Республики Абхазия У. отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий - судья |
М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 28 августа 2008 г. N 3-9/07
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Адыгея в Internet (http://vs.adg.sudrf.ru/)