Дата вступления в законную силу - 7 сентября 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 07 сентября 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О. А. на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации в отношении должностного лица Гусевой О. А., "дата" года рождения, уроженки "адрес", зарегистрированной по адресу: "адрес", являющейся директором НО "Фонд защиты прав граждан", УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2021 года, должностное лицо - директор НО "Фонд защиты прав граждан" Гусева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вина Гусевой О.А. установлена в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, функции иностранного агента, а именно:
23.12.2020 года в ходе текущего контроля деятельности НО "Фонд защиты прав граждан", находящейся по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", лит.А, пом.13-Н, установлено, что ГУ Министерства юстиции РФ по Москве на основании заявления "Фонда борьбы с коррупцией" (ОГРН N... об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в период с 23.11.2020 по 18.12.2020 в отношении "Фонда борьбы с коррупцией" проводилась внеплановая документарная проверка.
По результатам проведенного мониторинга деятельности НО "Фонд защиты прав граждан" установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наличие у НО "Фонд защиты прав граждан" собственного сайта и страниц в социальных сетях не обнаружено. Сведения об НО "Фонд защиты прав граждан" содержатся в информационных Интернет-изданиях polit.info, nation-news.ru, newsinform.com, riafan.ru, russian.rt.com и др. В указанных изданиях НО "Фонд защиты прав граждан" связывают с деятельностью "Фонда борьбы с коррупцией" Алексея Навального, а Ольгу Гусеву называют бывшей сотрудницей Санкт-Петербургского штаба "Фонда борьбы с коррупцией". При изучении сайта "Фонда борьбы с коррупцией" установлено, что в разделе "Поддержать фонд" (https://donate.fbk.info/) пользователям сайта предлагается поддержать "Фонд борьбы с коррупцией" посредством перечисления денежных средств. В том же разделе по ссылке "Я принимаю договор-оферту" указаны реквизиты: Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", сокращенное наименование: НО "ФЗПГ" 115280, "адрес", оф. 21А, ИНН N.., КПП N.., ОГРН N.., р/с N... в АО "АЛЬФА-БАНК", кор.счет: 30 N.., БИК: 044525593. Данные реквизиты в части наименования, ИНН и ОГРН совпадают с реквизитами НО "Фонд защиты прав граждан". Реквизиты НО "Фонд защиты прав граждан" используются для финансирования деятельности "Фонда борьбы с коррупцией" (некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента). ФБК использует в работе интернет-сайт и социальные сети: https://fbk.info, https://vk.com/fondbk, https://www.instagram.com/fbk.info/, https://twitter.com/fbkinfo, https://www.facebook.com/anticorruption.fond/, https://www.уoutube.com/ channel/UCrefuFfQB0dzbdW0UgCA48w, на которых размещена информация об основной деятельности "Фонда борьбы с коррупцией", а также материалы политической направленности.
Участие НО "Фонд защиты прав граждан" в политической деятельности выражается в финансировании политической деятельности "Фонда борьбы с коррупцией", который является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Из представленной МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу информации следует, что согласно Единой информационной системе в сентябре 2020 года на счет НО "Фонд защиты прав граждан", открытый в АО "Альфа Банк", поступило около 12500 рублей со счета ARVINTE NICOLAE GRAJDURI, GRAJDURI RO, открытого в Чехии, с назначением платежа "donation to noncommercial IAL organization". По состоянию на 23.12.2020 года заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, должностное лицо - директор НО "Фонд защиты прав граждан" Гусева О.А. в регистрирующий орган (Минюст России) не подавала.
Не согласившись с постановлением судьи, должностное лицо Гусева О.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить по доводам, изложенным в жалобе, со ссылкой на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, следовательно, является недопустимым по делу доказательством; представленные в дело материалы не отвечают требованиям допустимости, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП Российской Федерации. Также выводы суда о том, что реквизиты ФЗПГ используются для финансирования Фонда борьбы с коррупцией не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В судебное заседание Санкт-Петербургского городского суда Гусева О.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом телеграммой по указанному в жалобе адресу. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявила. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в ее отсутствие
Представитель ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Сережин К.Б. представил возражения на жалобу, доводы жалобы полагал необоснованными.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителя ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (абз. 1). Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях (абз. 2).
В соответствии с п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб.
Анализ вышеприведенных норм права, позволяет сделать вывод о том, что некоммерческой организации Законом запрещено выполнение функции иностранного агента, до ее включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Из положений ст. 3 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно ст. 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 23.12.2020 года по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", лит.А, пом.13-Н, в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что НО "Фонд защиты прав граждан" является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, но при этом с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась, тем самым НО "Фонд защиты прав граждан" совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица директора НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица директора НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, которые никаких сомнений в допустимости и достоверности не вызывают: протоколом об административном правонарушении N 7/21 от 18.05.2021 года, составленного специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу Сережиным К.Б.; скриншоты с сайта; информацией по результатам текущего контроля за деятельностью НО "Фонд защиты прав граждан" от 23.12.2020 года, с приложением снимков экрана Интернет-ресурсов; письмом МРУ Росфинмониторинга по СЗФО о предоставлении в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу информации; Уставом НО "Фонд защиты прав граждан"; решением единственного учредителя НО "Фонд защиты прав граждан" о назначении Гусевой О.А. директором фонда; выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о НО "Фонд защиты прав граждан".
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола от 18 мая 2021 N 7 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, в отношении должностного лица - Гусевой О.А. директора фонда НО "Фонд защиты прав граждан".
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, для привлечения должностного лица - Гусевой О.А. директора фонда НО "Фонд защиты прав граждан" к административной ответственности. При этом исходил из того, что НО "Фонд защиты прав граждан", являясь некоммерческой организацией, участвует в политической деятельности на территории России, в том числе и в интересах иностранных источников, при этом получает финансирование из иностранных источников, то есть, осуществляет функции иностранного агента, а названное должностное лицо, наделенное полномочиями единоличного исполнительного органа, своевременно не предприняло необходимых и достаточных мер по недопущению нарушения НО "Фонд защиты прав граждан" соответствующего запрета, наложенного ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации.
Действия (бездействие) должностного лица, выразившиеся в несоблюдении вышеприведенного требования и нарушении запрета, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения должностным лицом вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных и оцененных судебными инстанциями согласно положениям ст. 26.11 КоАП Российской Федерации доказательств, которые с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП Российской Федерации.
Вина должностного лица нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Установив, что некоммерческая организация НО "Фонд защиты прав граждан", выполняющая функции иностранного агента, осуществляла свою деятельность, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, вследствие ненадлежащего исполнения должностным лицом НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. своих служебных обязанностей, судья правомерно привлек данное должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, не может быть признана состоятельной и повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Как следует из пункта 4 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 КоАП Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 31.08.2012 N 173 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" утвержден Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Пунктом 3 Перечня предусмотрены полномочия должностных лиц территориальных органов Минюста России, специально уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих организаций по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, был составлен в отношении должностного лица директора НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Сережиным К.Б, то есть должностным лицом органа, уполномоченного на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, у которого в силу пункта 4 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации, такие полномочия имелись.
При этом сам по себе протокол об административном правонарушении, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП Российской Федерации, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано. Каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение допустимость протокола об административном правонарушении и достоверность содержащихся в нем сведений, не имеется, а потому он обоснованно принят в качестве надлежащего доказательства по делу.
В связи с этим протокол об административном правонарушении был обоснованно признан судом допустимым доказательством по настоящему делу.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП Российской Федерации. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям должностного лица директора НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, и виновности должностного лица директора НО "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП Российской Федерации. Принцип презумпции невиновности судом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, с учетом характера правонарушения и данных о лице, привлеченном к ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации в отношении должностного лица некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан" Гусевой О.А. оставить без изменения, жалобу Гусевой О. А. - без удовлетворения.
Судья подпись Н.Н. Грибиненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.