Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Агапова А.А.и Бирюкова В.П, при секретаре судебного заседания - Поляковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании действий начальника и заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, объяснения представителя административного истца - ФИО 2, в поддержку доводов апелляционной жалобы, и представителя федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" ФИО 3, полагавшую необходимым оставить без изменения решение гарнизонного военного суда, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") от 24 февраля 2021 года N N об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и обязать рассмотреть вопрос о постановке их на указанный учет с правом получения жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства за вычетом площади ранее предоставленного жилого помещения в размере 41, 7 кв. метров.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы, ссылаясь на абзац 16 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2020 года N 225-КА20-2, приходит к выводу, что военнослужащий имеет право на улучшение жилищных условий, которое может возникнуть у него в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
ФИО 1. отмечает, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 41, 7 кв. метров было предоставлено ему на состав семьи 1 человек. В настоящий момент состав его семьи составляет 5 человек, и, следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения равна 8, 34 кв. метра на одного человека, что менее учетной нормы жилой площади в избранном им постоянном месте жительства -г. Свободный Амурской области. По мнению автора жалобы, жилым помещением по установленным нормам он не обеспечен, а вывод гарнизонного военного суда об обратном является неверным.
ФИО 1 обращает внимание, что он заявлял требования о постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с учетом ранее предоставленного ему жилого помещения общей площадью 41, 7 кв. метров, которое при необходимости может быть им сдано военному ведомству, поскольку данное жилье не отчуждено и принадлежит его дочери, также являющейся членом его семьи.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение представителей сторон, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела ФИО 1 проходит военную службу по контракту с 2001 года.
20 июля 2004 года ФИО 1 на состав семьи 1 человек распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 41, 7 кв.м, которое было предоставлено ему на основании временного договора найма от 23 августа 2005 года N N, а в последующем договора найма служебного жилого помещения от 13 января 2009 года N N.
На основании решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2011 года за ФИО 1 было признано право собственности на вышеназванное жилое помещение.
28 мая 2015 года ФИО 1 подарил указанную квартиру своей дочери от первого брака - ФИО 4, 2005 года рождения, проживающей совместно с ним.
10 февраля 2021 года ФИО 1 обратился в жилищный орган с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 5 человек - он, супруга ФИО 5 дочь ФИО 4 2005 г.р, дочь ФИО 6, 2014 г.р. и сын супруги ФИО 5, 2010 г.р, который решением Центрального районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2017 года признан членом семьи ФИО 1
Согласно справки выданной Врио командира войсковой части "ХХХ" от 4 февраля 2021 года N N административный истец совместно с членами своей семьи зарегистрирован по адресу войсковой части "ХХХ", а проживет на основании договоров коммерческого найма жилого помещения от 27 мая 2018, 2019, 2020 годов в квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Решением заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 24 февраля 2021 года N N ФИО 1 отказано в принятии совместно с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 1, 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к выводу, что ФИО 1, ранее обеспеченный жильем за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не вправе повторно претендовать на предоставление жилого помещения для постоянного проживания в избранной им форме, поскольку соответствующая социальная гарантия предоставляется один раз за все время военной службы.
Между тем указанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
Положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действительно возлагают на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения только один раз за все время военной службы, а распоряжение им ранее предоставленным жилым помещением само по себе не порождает у такого военнослужащего право на улучшение жилищных условий.
В то же время согласно абзацу 16 пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, ФИО 1 вправе поставить вопрос о предоставлении ему и совместно проживающим с ним членам семьи жилого помещения в избранной им форме при условии обеспеченности жильем менее учетной нормы.
Принимая во внимание, что ФИО 1 на состав семьи 1 человек в 2004 году было распределено служебное жилое помещение, общей площадью 42 кв.м, которое в последствие им было приватизировано и подарено дочери ФИО 4, а в настоящий момент состав семьи административного истца изменился и составляет 5 человек, судебная коллегия приходит к выводу, что последний имеет право состоять на учете нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с учтем общей площади ранее предоставленного ему жилого помещения.
То обстоятельство, что административный истец распорядился ранее предоставленной Министерством обороны Российской Федерации квартирой не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании частей 7, 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации площадь ранее предоставленного ФИО 1 жилья, собственником которого в настоящее время является его дочь, входящая в состав членов его семьи для обеспечения жилым помещением, подлежит учету при предоставлении истцу другого жилого помещения.
Исправляя ошибку, допущенную судом при разрешении настоящего дела ввиду неправильного применения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение гарнизонного военного суда и принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных административным истцом требований с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО 1 с членами его семьи нуждающимися в жилом помещении.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 отменить и принять по делу новое решение:
Административное исковое заявление ФИО 1 удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 года N N об отказе в принятии ФИО 1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и обязать начальника филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о постановке административного истца совместно с членами его семьи на указанный учет с правом получения жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Об исполнении решения необходимо сообщить в Хабаровский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложить до 9 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Согласовано для публикации
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.