Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Белинской С.В.
судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 апреля 2021 г. по делу N 2-533/2021 по иску Военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" о понуждении произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Гусевского гарнизона, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указано, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО1 является вдовой умершего ветерана боевых действий ФИО5 и получателем пенсии по случаю потери кормильца в связи с чем имеет право на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также-Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона. Однако при установлении пенсии по случаю потери кормильца ей не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, как члену семьи ветерана боевых действий.
Прокурор просил суд обязать ответчика назначить ФИО1 повышение к пенсии по случаю потери кормильца ежемесячно на 32%, произвести перерасчет пенсии и выплатить ФИО1 недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в размере 32% за период с 1 февраля 2015 г. (даты назначения пенсии) до 31 июля 2020 г.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству ответчика привлечено ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 апреля 2021 г, исковые требования заместителя военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 удовлетворены.
На военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 февраля 2015 г. по 30 июля 2020 г. и выплатить недополученную сумму пенсии.
В кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, вынесении нового решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, с учетом поданных на жалобу возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, 22 декабря 1939 года рождения, является вдовой военнослужащего ФИО5, 12 декабря 1930 года рождения, умершего 17 декабря 2004 года, являвшегося участником боевых действий в Объединенной Арабской Республике в период с 26 февраля 1971 г. по 9 мая 1972 г, что подтверждается послужным списком, и ему в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 производилась выплата повышения пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии.
С 1 февраля 2015 г. ФИО1 была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Судом установлено, что пенсия по потере кормильца была назначена ФИО1 без учета ее повышения, предусмотренного пунктом "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
По результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО1 надбавка к пенсии в соответствии с действующим законодательством в размере 32% не выплачивается.
На обращение прокурора за разъяснением о размере назначенной пенсии получен ответ об отсутствии у истца права на такое повышение.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", признал отказ пенсионного органа военного комиссариата Калининградской области в перерасчете пенсии истца с 1 февраля 2015 г. незаконным, исходил из того, что повышение пенсии, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 указанного Закона, производится не только лицам, являющимися ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска, полагая, что данные выводы основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1(далее также-Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
По мнению судебной коллегии, судами дано правильное толкование приведенным выше нормативным положениям, согласно которому субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 -нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего; при этом повышение размера пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Поскольку истец имеет право на получение пенсии по потери кормильца, который отнесен к категории ветерана боевых действий, она также имеет право на повышение пенсии в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, действовавшей с 1 января 2008 г.), с даты назначения пенсии - с 1 февраля 2015 г.
Доводы военного комиссариата Калининградской области, что право на получение спорной выплаты истец приобрела с 31 июля 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, однако отклонены, как не подтверждающие правомерность позиции ответчика, при этом оснований не согласиться с приведенными в судебных актах мотивами отклонения указанных доводов судебная коллегия не усматривает.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, вступившие в силу 31 июля 2020 г, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
Вместе с тем, и ранее до вступления в силу вышеуказанных изменений на дату назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца (1 февраля 2015 г.) в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-Ф3, вступившие в силу с 1 января 2008 г, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
С учетом изложенного, повышение пенсии до 31 июля 2020 г. было определено законом, который действовал на дату обращения ФИО1 за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя, полагая доводы жалобы основанными на неправильном применении положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.