Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минюк К.Ф. Теплова А.А. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими пункты 2453, 2454 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснение представителя административного истца - Мкртчян Г.А, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
В пункт 2453 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
В пункт 2454 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Административные истцы Минюк К.Ф. и Теплов А.А, являясь собственниками нежилых помещений, расположенных в нежилых зданиях, обратились с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия приведенные нормы, ссылаясь на то, что объекты капитального строительства и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает их права и законные интересы, незаконно возлагая на обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Мкртчян Г.А, административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив суду, что фактически помещения используются в качестве оздоровительного комплекса и расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "занимаемый оздоровительным комплексом"
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года постановлено: "административное исковое заявление Минюк К.Ф. Теплова А.А. удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2453 объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан N636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2454 объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Минюк Константина Федоровича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Теплова Андрея Алексеевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей".
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что при его вынесении были нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что здания с кадастровыми номерами N N не могут быть исключены из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость, поскольку по результатам проверки фактического использования установлено, что более 20 % от общей площади здания используются для ведения торговой деятельности, в связи с чем административный ответчик полагает, что спорные объекты недвижимости законно включены в оспариваемый перечень.
Прокуратура Республики Башкортостан представила возражение относительно апелляционной жалобы, в которой просил указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - Мкртчян Г.А. доводы апелляционной жалобы считал необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителя административного истца, заслушав заключение прокурора, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству, обоснованно констатировав, что спорные объекты недвижимости не отвечает признакам, содержащимися в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-3 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Из материалов административного дела следует, что включение спорных объектов недвижимости в Перечень на 2019 год произведено в виду того, что объект соответствует условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, спорные нежилые здания ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В состав здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения: с кадастровым номером N (общей площадью "данные изъяты" кв.м), собственником которого является Минюк К.Ф, с кадастровым номером N (общей площадью "данные изъяты" кв.м), собственником которого является Теплов А.А.
В состав здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения: с кадастровым номером N (общей площадью "данные изъяты" кв.м), собственником которого является Теплов А.А, с кадастровым номером N (общей площадью "данные изъяты" кв.м), собственником которого является Минюк К.Ф.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, нежилые здания с кадастровыми номерами N N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" вид разрешенного использования: "занимаемый оздоровительным комплексом, для иных видов жилой застройки".
Суд первой инстанции, установив расположение спорных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования " "данные изъяты"", сделал верное заключение, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Так, согласно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на 08 сентября 2014 года, нежилое здание с кадастровым номером N состоит из следующих помещений:
Литера Б этаж N1: "данные изъяты", - итого "данные изъяты" кв.м.
Литера Б1 этаж N2: "данные изъяты", - итого "данные изъяты" кв.м.
Итого по объекту в целом "данные изъяты" кв.м.
Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, нежилое здание с кадастровым номером N состоит из следующих помещений:
Литера А этаж N1: "данные изъяты" ("данные изъяты" кв.м.), - итого "данные изъяты" кв.м.
Литера А1 этаж N2: "данные изъяты" ("данные изъяты" кв.м.), парилки, моечные, тех.помещение, - итого "данные изъяты" кв.м.
Итого по объекту в целом "данные изъяты" кв.м.
Площадь "данные изъяты" ("данные изъяты" кв.м.) и "данные изъяты" ("данные изъяты" кв.м.) - всего "данные изъяты" кв.м, составляет менее 20 процентов (19, 21 процентов) от общей площади здания - "данные изъяты" кв.м.
Таким образом, общая площадь помещений, подпадающих по критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, - "данные изъяты" кв.м, что составляет 19, 21 процентов от общей площади нежилого здания с кадастровым номером N, которая составляет "данные изъяты" кв.м.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания спорного помещения объектом налогообложения, налоговая база которых исчисляется из его кадастровой стоимости и на основании сведений, содержащихся в технической документации на него, поскольку сведения из технической документации на указанное нежилое помещение не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут учтены в качестве офисных помещений.
Кроме того установлено, что комплекс расположен на огороженной территории с пропускной системой согласно договору N N от ДД.ММ.ГГГГ года об оказании охранных услуг, заключенному ФИО19 с "данные изъяты" Предметом данного договора является обеспечение соблюдения на Объекте установленного внутриобъектового и пропускного режимов и т.д. (п.1.1. Договора).
Согласно сведениям из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ года основным видом деятельности Теплова А.А. является "данные изъяты" деятельность.
Кроме того, что общая площадь включенного в перечень здания с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N - "данные изъяты" кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести их к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года N545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам и соответствующей офисной инфраструктуры, деловым центрам, в материалах административного дела не содержится.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таком положении суд первой инстанции законно признал недействующими с момента принятия Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 сентября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.