Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц связи административное дело по административному исковому заявлению Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия по апелляционной жалобе Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя ООО "Паритет-М" "данные изъяты", представителя Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным административным иском, указав в обоснование, что между Администрацией и ООО "Паритет-М" 6 апреля 2015 г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" сроком на 10 лет.
Решением Комиссии 25 февраля 2021 г. по заявлению директора ООО "Паритет-М" была пересмотрена кадастровая стоимость данного земельного участка и определена в размере 11 409 000 рублей. Администрация узнала об этом из поступившего 5 марта 2021 г. от ООО "Паритет-М" требования о перечислении неосновательного обогащения.
Административный истец указывает, что Комиссия создана в одном составе, а решение принято другим составом, представитель предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков назначен в 2012 году и ни разу не проходил ротацию, на заседании Комиссии присутствовало менее половины ее членов, то есть оно являлось неправомочным, в нарушение части 26 статьи 24.18 Закона 135-ФЗ Администрация не была уведомлена о заседании Комиссии. Данные нарушения могли повлиять на законность принятого Комиссией решения.
Арендная плата за землю, рассчитываемая из кадастровой стоимости, является одним из существенных источников неналоговых доходов бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, бюджет района прогнозируется заблаговременно, принятое решение Комиссии затрагивает права и законные интересы Рузаевского муниципального района.
Вновь определенная кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 409 000 рублей имеет отклонение от ранее действовавшей кадастровой стоимости на 60% (28 444 005, 82 рублей).
По данным основаниям административный истец просит признать незаконным решение Комиссии от 25 февраля 2021 г. N13/64/2021-13.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено:
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 25 февраля 2021 г. об удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Паритет-М" об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 56 762 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации других промышленных предприятий, расположенного по адресу: "Адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в сумме 11 409 000 рублей отменить и обязать комиссию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления общества с ограниченной ответственностью "Паритет-М".
Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 25 февраля 2021 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" в сумме 11 409 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, за счет казны Российской Федерации, в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Не согласившись с решением суда, Управлением Росреестра по Республике Мордовия была подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить. В обосновании доводов жалобы указано, что суд неправомерно взыскал государственную пошлину с Управления Росреестра по Республике Мордовия. Судом не было учтено, что участие Администрации Рузаевского района на заседании Комиссии от 25 февраля 2021 года никак не повлияло бы на результаты рассмотрения заявления ООО "Паритет-М". Судом неправильно применены нормы статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263.
ООО "Паритет-М" представлен отзыв на апелляционную жалобу в которым просил решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить. В данном отзыве Общество указало, что неуведомление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о времени и месте проведения заседании комиссии не является основанием для признания решения Комиссии незаконным.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Паритет-М" "данные изъяты" (с использованием системы видеоконференц связи) просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия "данные изъяты" (с использованием системы видеоконференц связи) доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного Закона).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и ООО "Паритет-М" 6 апреля 2015 г. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов площадью 56 762 кв.м. с кадастровым номером "Номер", для эксплуатации других промышленных предприятий, расположенного по адресу: "Адрес", сроком на 10 лет, из приложения к договору аренды - расчета арендной платы следует, что арендная плата за земельный участок рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25 января 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: Республика Мордовия, : "Адрес", по состоянию на 1 января 2012 г, составляет 28 444 005 руб. 82 коп.
15 февраля 2021 г. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер", установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - 11 409 000 рублей.
Решением Комиссии от 25 февраля 2021 г. N 13/04/2021-13 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в размере 11 409 000 рублей.
Измененная решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка была внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, являющаяся также арендодателем земельного участка, получающая в доход муниципального района поступления от арендной платы за земельный участок, определяемой из кадастровой стоимости земельного участка, имела право на обращение в суд с данным административным иском. Решение комиссии от 25 февраля 2021 года принято без надлежащего извещения Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о дате, месте, времени рассмотрения заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, считает, что он основан на правильном применении норм права, при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Процедура рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости и фиксации его результатов определена статьей 24.18 Федерального закона и регламентирована вышеназванными подзаконными актами.
Согласно данной процедуре заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (часть девятнадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости (часть двадцатая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 16 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.9 Порядка ведения делопроизводства).
Приведенные положения закона предусматривают право Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия принять участие в заседании комиссии, рассматривающей заявление общества об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости.
Отсутствие извещения Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не позволило им реализовать предоставленные права, что могло повлиять на решение комиссии по установлению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, установленной Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости основан на неверном толковании норм права, аналогичен правовой позиции административного ответчика при рассмотрении спора по существу, был рассмотрен судом первой инстанции, получил оценку в решении, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263 подлежит отклонению, выводов подтверждающих указанный довод в решении суда не содержится. В данном случае судом первой инстанции лишь цитируются положения пункта 20 Порядка и констатируется факт, что установленная решением Комиссии кадастровая стоимость в сумме 11 409 000 рублей отличается от кадастровой стоимости земельного участка в сумме 28 444 005, 82 рублей на 60%. Далее судом делается правомерный вывод о несостоятельности довода административного ответчика и заинтересованного лица о том, что административным истцом не ставится под сомнение отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости. Соответствие отчета требованиям закона не является предметом судебного рассмотрения, административным ответчиком допущены нарушения в процедуре принятия решения.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, за счет казны Российской Федерации, в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей на основании следующего.
Частью 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
По смыслу указанных норм Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, являясь органами местного самоуправления, государственной власти соответственно, освобождены от уплаты государственной пошлины по административным делам.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2021 года подлежит отмене в части взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, за счет казны Российской Федерации, в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2021 года отменить в части взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, за счет казны Российской Федерации, в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 октября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.