Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 21 мая 2021 года и решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "ЗВКС",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "ЗВКС" (далее- АК "ЗВКС", общество) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными, просит отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.
АО "ЗВКС", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении вышеуказанного протеста в установленный срок представило свои возражения на данный протест, в которых просит состоявшиеся судебные решения оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста и возражений на него, полагаю, что оснований для удовлетворения протеста и отмены вынесенных по делу судебных решений не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена ответственность за незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Из материалов дела следует, что Зеленодольской городской прокуратурой в период времени с 30 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года проведена проверка по факту незаконного обещания ФИО4 от имени юридического лица АО "ЗВКС" лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, предоставления имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом. выполняющим управленческие функции коммерческой организации, действия (бездействие). связанного занимаемым им и служебным положением, в ходе которой установлено, что АО "ЗВКС" в период времени с 25 апреля 2019 года по 8 мая 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок на платформе "223 etr.zakazrf.ru" размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку специальной летней одежды для нужд АО "ЗВКС".
В период времени с 25 апреля 2019 года до 8 мая 2019 года ФИО4, являясь начальником отдела материально-технического снабжения АО "ЗВКС", то есть должностным лицом, обладающим административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, незаконно обещал менеджеру по продажам ООО "Компания Сидвин" ФИО5 за вознаграждение в 30000 рублей предоставить имущественные права, а именно: предоставить ему сведения о заявочных ценовых предложениях иных участников торгов, которые носят исключительно конфиденциальный характер, оказать проектное сопровождение по предполагаемому договору поставки и беспрепятственную приемку товара (работ, услуг) в последующем.
22 мая 2019 года между АО "ЗВКС" (Покупатель) и ООО "Комания Сидвин" (Продавец) заключен договор поставки N97 с утвержденной спецификацией к нему, предметом которого являлось выполнение поставки специальной одежды, необходимой для нужд заказчика.
В связи с возникшими обязательствами по договору N97 от 22 мая 2020 года ООО "Компания Сидвин" единым траншем поставило в адрес АО "ЗВКС" на основании единого передаточного документа от 28 июня 2019 года товарно-материальные ценности (специальную одежду) на сумму 712606 руб, а АО "ЗВКС" в адрес поставщика ООО "Компания Сидвин" единым траншем перечислило денежные средства в размере 712606 руб.
18 августа 2019 года ФИО6, являясь руководителем ООО Компания Сидвин", перечислил на принадлежащую ФИО4 банковскую карту с использованием мобильного приложения "Сбербанк online" денежные средства в размере 15000 руб.
По результатам указанной проверки в отношении ФИО4, являющегося начальником отдела материально-технического снабжения АО "ЗВКС", возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, пункту "б" части 7 статьи 204, пункту "б" части 7 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, а в отношении АО "ЗВКС" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении мировой судья судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "ЗВКС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан при рассмотрении протеста прокурора на постановление мирового судьи основания для его удовлетворения не усмотрел.
Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций, изложенных в опротестованных судебных решениях, не имеется.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исключительно от имени или в интересах данного юридического лица и в интересах юридических лиц, связанных с этим юридическим лицом, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т.п, и не распространялась на деяния, которые совершаются в интересах, не связанных с ним организаций.
В тоже время как следует из материалов дела, постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 марта 2021 года уголовное дело по обвинению ФИО4, являющегося начальником отдела материально-технического снабжения АО "ЗВКС", в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, пункту "б" части 7 статьи 204, пункту "б" части 7 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено в связи с примирением с потерпевшим, с освобождением от уголовной ответственности (л.д.9-14). Из указанного постановления следует, что при рассмотрении уголовного дела установлено - ФИО4 действовал умышленно, из корыстных побуждений, с целью личного обогащения, и совершал действия в интересах ООО "Компания Сидвин", а не АО "ЗВКС", оказывая юридическому лицу содействие в заключении договора на поставку специальной одежды и получение денежных средств на сумму 712606 рублей.
Согласно копии протокола N 169 рассмотрения и оценки котировочных заявок победителем конкурса признано ООО "Компания Сидвин", предложившее АО "ЗВКС" самые выгодные условия для заключения контракта (л.д.48).
Договор поставки N97 от 22 мая 2020 года, заключенный между АО "ЗВКС" и ООО "Компания Сидвин, незаконным не признан и содействия к заключению данного договора со стороны АО "ЗВКС" не установлено.
В случае незаключения договора риски и издержки наступали для ООО "Компания Сидвин", выгода для АО "ЗВКС" при заключении договоров не усматривается.
В чем заключались действия ФИО4, как начальника отдела материально-технического снабжения, в интересах АО "ЗВКС" в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не указано.
Факт того, что ФИО4 давал обещание об оказании услуг имущественного характера от имени юридического лица АО "ЗВКС" в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении ФИО4 и при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО "ЗВКС" не установлен.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, вступивших в законную силу, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
В рассматриваемом случае из дела усматривается, что в предыдущих судебных разбирательствах судебными инстанциями существенных (фундаментальных) процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 21 мая 2021 года и решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "ЗВКС", оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.