Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поданное 18 мая 2021 года кассационное представление прокурора Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 августа 2020 года, дополнительное решение того же суда от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2452/2020 по административному исковому заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора об оспаривании бездействия федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" (далее - ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан").
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшей судебные акты подлежащими отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" о возложении обязанности установить стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории города Альметьевска в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов".
Решением Альметьевский городской суд Республики Татарстан от 18 августа 2020 года и дополнительным решением Альметьевский городской суд Республики Татарстан от 7 декабря 2020 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Республики Татарстан просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения (статья 1 указанного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закон об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Закона об охране атмосферного воздуха организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) установлены Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон о гидрометеорологической службе).
Указанный закон раскрывает понятие стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (статья 1).
Согласно части 2 статьи 13 Закона о гидрометеорологической службе организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), согласно пункт 1 которого Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
В соответствии с пунктами 5.4.3, 5.4.4 данного Положения, к полномочиям Росгидромета отнесено формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).
Согласно требованиям "ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон (пункт 2.5).
Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысыч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей (пункт 2.6).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что численность Альметьевского муниципального района составляет 208 406 человек, города Альметьевска - 154 262 человека. На территории Альметьевского муниципального района размещено две автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха (поселок городского типа Нижняя Мактама и деревня Калейкино, л.д. 15-16, том 1), что соответствует вышеназванному государственному стандарту, исходя из количества жителей данного муниципального района.
С указанным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Приведенные законоположения направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Как следует из содержания административного иска, прокурор просил обязать административного ответчика оборудовать территорию города Альметьевска количеством стационарных постов в соответствии с вышеназванным требованием "ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов".
Указанным ГОСТ предусмотрено необходимое количество стационарных постов для населенного пункта, исходя из его численности населения.
Как следует из справки Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 23 марта 2018 года N 2471/06 (л.д. 15, 16, том 1), на территории города Альметьевска отсутствует автоматическая станция контроля загрязнения атмосферного воздуха, в связи с чем вывод судебных инстанций о том, что на территории данного населенного пункта установлено необходимое количество стационарных постов в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" не соответствует установленным по административному делу обстоятельствам.
Указанные выше обстоятельства надлежащей оценки судами не получили, что позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, суды не выполнили.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, судебные акта подлежат отмене, с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду также следует дать оценку наличию у административного ответчика ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" полномочий по оборудованию стационарных постов, исходя из предмета заявленных требований.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 августа 2020 года, дополнительное решение того же суда от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.