Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 21 июля 2021 года кассационную жалобу Ягудиной Ирины Анатольевны на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года по административному делу N 2а-4815/2020 по административному исковому заявлению Ягудиной Ирины Анатольевны к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о возложении обязанности по восстановлению в списке очередников, рассмотрению заявления о предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Ягудиной И.А, возражения представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан по доверенности Хазиевой Э.М. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ягудина И.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее по тексту - Госстрой Республики Башкортостан, административный ответчик) о восстановлении в списке очередников с момента подачи заявления и признании права на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Госстроя Республики Башкортостан субсидии на приобретение жилого помещения от 4 декабря 2014 года она поставлена на учет с составом семьи 3 человека в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно Правилам предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 года N 411 "О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". Очередь на получение субсидии подошла в 2020 году, о чем свидетельствует выписка из проекта списка получателей единовременной выплаты на 2020 год, утвержденного ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан.
Приказом Госстроя Республики Башкортостан от 19 мая 2020 года N 118 административный истец снята с учета для получения единовременной выплаты на основании подпункта "г" пункта 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки государственного служащего на учет для получения единовременной выплаты.
По мнению административного истца, названное решение является неправомерным, поскольку не содержит мотивированного обоснования снятия с учета, не указано, какие именно сведения не соответствуют содержанию заявления Ягудиной И.А. о постановке на учет. Документы, представленные Ягудиной И.А. с заявлением от 4 декабря 2014 года, Госстроем Республики Башкортостан после проведения необходимой проверки были приняты, следовательно, не содержали недостоверной или неполной информации; какие-либо изменения, исключающие нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет не возникли. С 25 декабря 2014 года Госстрой Республики Башкортостан ежегодно проводил проверку заявления Ягудиной И.А. и представленных ею документов, однако претензий относительно несоответствия представленных документов, не предъявлял.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года, административные исковые требования Ягудиной И.А. удовлетворены частично; постановлено обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре рассмотреть заявление Ягудиной И.А. о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 8 марта 2018 года. В удовлетворении остальной части требований Ягудиной И.А. отказано.
В кассационной жалобе Ягудина И.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, а также без учета обстоятельств, имеющих правовое значение для административного дела, просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор утверждает, что постановленные по делу судебные акты не приводят к восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца, поскольку, как считает Ягудина И.А, она должна быть восстановлена в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий со дня постановки на этот учет. Заявитель кассационной жалобы полагает, что административным ответчиком не доказана правомерность принятого решения, что не учтено судами при рассмотрении административного дела. В остальной части содержание кассационной жалобы повторяет правовую позицию административного истца, приведённую в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к тому, что судебные акты подлежат изменению по следующим основаниям.
Так, как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Госстроя Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года N 377 старший специалист 1 разряда отдела бухгалтерского учета, администрирования доходов и финансирования инвестиционных программ Госстроя Республики Башкортостан Ягудина И.А. в составе семьи из 3 человек на основании подпункта "б" пункта 2 Правил поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Госстроя Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 19 мая 2020 года (протокол N 2) и Приказом Госстроя Республики Башкортостан от 19 мая 2020 года N 118 Ягудина И.А. снята с учета для получения единовременной выплаты на основании подпункта "г" пункта 17 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих данным, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки государственного служащего на учет для получения единовременной выплаты.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Госстроя Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 19 мая 2020 года усматривается, что по результатам изучения представленных обновленных документов государственного гражданского служащего заместителя начальника отдела реализации социальных жилищных программ Ягудиной И.А, установлено, что 7 марта 2013 года произведена государственная регистрация перехода (прекращения) права собственности Ягудиной И.А. на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (41, 9 кв.м), по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной. О наличии в собственности указанной квартиры Ягудина И.А. при подаче документов для постановки на учет не сообщила.
Разрешая административный спор и принимая решение в вышеприведенной формулировке, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что произведя отчуждение жилого помещения, находящегося в собственности, Ягудина И.А. ухудшила свои жилищные условия и в результате таких действий приобрела статус нуждающейся в жилом помещении, что в силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия ее с учета. Однако, поскольку со дня намеренного ухудшения жилищных условий до принятия административным ответчиком оспариваемого решения истекло более 5 лет, постольку полное снятие ее с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий является неправомерным. В этой связи, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции возложил на Госстрой Республики Башкортостан обязанность рассмотреть заявление Ягудиной И.А. о постановке ее на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций о совершении административным истцом действий по намеренному ухудшению жилищных условий для целей постановки на учет нуждающейся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и незаконности решения Госстроя Республики Башкортостан в части.
Пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4 части 2 статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2005 года N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", в соответствии с которой гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Башкортостан.
В целях реализации указанных требований федерального и регионального законов постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 года N 411 утверждены Правила предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на территории Республики Башкортостан (далее - единовременная выплата) государственным гражданским служащим Республики Башкортостан (далее - гражданские служащие) один раз за весь период государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы не менее одного года, принятым на учет в государственном органе Республики Башкортостан для получения единовременной выплаты.
Согласно пункту 2 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя государственного органа Республики Башкортостан гражданскому служащему в порядке, установленном названными Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 12 кв. метров; в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанной в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленном в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом из содержания пункта 6 Правил следует, что гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через пять лет с даты совершения указанных действий.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи (подпункт "д" пункта 10 Правил).
В силу подпункта "г" пункта 17 Правил гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет).
Пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как верно установлено судами обеих инстанций, на основании возмездной сделки - договора инвестирования строительства жилья от 8 декабря 2003 года N, административный истец являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", площадью 41, 9 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 21 декабря 2005 года.
1 марта 2013 года Ягудина И.А. заключила договор купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной, по которому продала принадлежащую ей вышеуказанную квартиру покупателю ФИО7
Государственная регистрация прекращения права собственности на квартиру произведена 7 марта 2013 года.
Таким образом, ко дню постановки на учет для получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, административный истец, совершившая действия, повлекшие ухудшение жилищных условий для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, не относилась к числу лиц, имеющих право состоять на этом учете. Сведения об отчуждении жилого помещения незадолго до обращения с заявлением о постановке на учете в жилищную комиссию не сообщила.
Следовательно, Государственный комитет Республики Башкортостан в оспариваемом решении правильно указал на возможность применения к Ягудиной И.А. положений подпункта "г" пункта 17 Правил и пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время, как верно констатировали суды обеих инстанций, поскольку ко дню принятия оспариваемого решения о снятии Ягудиной И.А. с учета на получение единовременной выплаты со дня совершения ею действий по ухудшению жилищных условий истекло более 5 лет, постольку с 8 марта 2018 года административный истец, жилищные условия которой не изменились, имеет право состоять на соответствующем учете. Соответственно, решение Госкомитета Республики Башкортостан в данной части нельзя признать правомерным.
Между тем, определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, возложил на Госкомитет Республики Башкортостан обязанность рассмотреть заявление Ягудиной И.А. о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 8 марта 2018 года.
Однако, фактически признавая неправомерным решение Госкомитета Республики Башкортостан о снятии Ягудиной И.А. с учета суд не учел, что она подлежит восстановлению на учете с даты возникновения у нее права состоять на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, то есть с 8 марта 2018 года без осуществления дополнительных действий как ею, так и Госкомитетом Республики Башкортостан.
В этой связи судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью избранного судом первой инстанции способа восстановления прав административного истца. В связи с этим, судебные акты в приведенной части подлежат отмене с принятием нового решения.
В остальной части суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами кассационной жалобы о допущенных судами ошибках в применении нор материального права и неправильной оценке представленных в дело доказательств по вышеупомянутым основаниям.
Обстоятельства, связанные с приобретением спорного жилого помещения, отчуждение которого осуществлено административным истцом в 2103 году, правового значения для целей правильного разрешения административного спора не имеют.
Восстановление административного истца с 8 марта 2018 года на учете для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, свидетельствует о том, что Ягудина И.А. не утратила возможность реализации своего права, предусмотренного пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктом 4 части 2 статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2005 года N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает законных оснований для полной отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и принятия решения об удовлетворении административного иска Ягудной И.А. в полном объёме.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года в части возложения на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обязанности рассмотреть заявление Ягудиной И.А. о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 8 марта 2018 года отменить.
Принять в этой части новое решение, которым возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обязанность восстановить Ягудину И.А. на учете для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения с 8 марта 2018 года.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ягудиной И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.