Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу, поданную 19 июля 2021 года Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года по административному делу N 2а-1521/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, Министру Семеновой Наталье Владимировне о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия на предложение организатора добровольческой деятельности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, обстоятельства административного дела и изложившего содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области (далее - административный ответчик, Министерство), министру Семеновой Наталье Владимировне о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия на предложение организатора добровольческой деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 12 февраля 2021 года организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на данное предложение направлен 11 марта 2021 года, то есть за пределами десятидневного срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2018 года N 1425, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и благотворителей в современном оказании и получении благотворительной помощи. Просили признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности о проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
В кассационной жалобе административным истцом Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" ставится вопрос об отмене лишь апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года. При этом указанным апелляционным определением решение суда первой инстанции, которым разрешён вопрос по существу, оставлено без изменения.
Поскольку обжалуемый судебный акт обусловлен другим судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, который не обжалуется, то этот необжалованный судебный акт также подлежит проверке судом кассационной инстанции в силу разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 28 постановления Пленума от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установил, что на предложения Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поступившие в Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области через виртуальную приемную 12 февраля 2021 года и посредством системы электронного документооборота 15 февраля 2021 года (письмо организатора добровольческой деятельности Королева Ю.В. от 12 февраля 2021 года N07361), имеющие идентичное содержание, дан ответ 11 марта 2021 года N1846, который не нарушает права Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности". Ответом административного ответчика не ограничена возможность реализации административным истцом своих уставных задач.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, как основанными на применимых нормах действующего законодательства, при правильной оценке имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 1163-0, N 1230-0, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 12 февраля 2021 года в Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области поступило предложение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Аналогичное предложение поступило на электронную почту административного ответчика 15 февраля 2021 года.
11 марта 2021 года Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области административному истцу дан мотивированный ответ на обращение (предложение) от 12 февраля 2021 года N 73-ИОГВ-01-017109, в котором указано, что Министерство не имеет возможности заключить соглашение о порядке взаимодействия с организатором добровольческой деятельности в соответствии с указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, которым утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, а именно: содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, так как Министерство не является исполнительным органом государственной власти, действующим в указанных направлениях.
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области в указанном ответе также сообщило заявителю, что изложенная им в предложении информация о возможности участия в вебинаре "Военный Заём 1942-1945 годов" доведена до профессиональных образовательных организаций Ульяновской области. Также указано, что Министерством проведена работа по предыдущим обращениям Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" в части организации уроков финансовой грамотности, по итогам которой по состоянию на 31 декабря 2020 года в проекте "Уроки финансовой грамотности" приняло участие порядка 20 образовательных организаций Ульяновской области.
Ответ на предложение административного истца от 12 февраля 2021 года дан административным ответчиком в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не противоречит приведенному выше постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность административного ответчика принять положительное решение о проведении мероприятий, на которые указано в обращении административного истца, какими-либо нормативными актами не установлена.
Доводы административного истца о не предоставлении доказательств административным ответчиком законности своего бездействия и отсутствия нарушений прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в своевременном получении благотворительной помощи не нашло своего подтверждения в материалах дела.
Довод административного истца о том, что ему было отказано в судебной защите своего права в получении благотворительной помощи, предусмотренной поручением Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС не нарушает его права, поскольку административный иск был принят и рассмотрен по существу.
С учетом изложенного, фактов нарушений прав и законных интересов административного истца не нашли своего подтверждения.
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Таким образом, постановленные по административному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.