Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 июля 2021 года кассационную жалобу МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2021 года по административному делу N 2а-1959/2020 по административному исковому заявлению Токрановой Натальи Владимировны к заместителю начальника муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Загриеву Р.Р, МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
22 июля 2020 года Токранова Н.В. (далее - административный истец), как собственник земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - административный ответчик, Управление) с уведомлением о планируемом на указанном земельном участке строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
3 августа 2020 года Управление направило административному истцу уведомление N N о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тому основанию, что земельный участок расположен в пределах территории санитарнозащитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, на расстоянии менее 1000 метров.
По мнению административного истца, названное решение органа местного самоуправления является незаконным, поскольку санитарная - защитная зона сибиреязвенного скотомогильника в соответствии с требованиями закона не установлена.
Решением Авиастроительного районного суда г. Казани от 25 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2021 года, административные исковые требования Токрановой Н.В, удовлетворены, оспариваемое решение Управления признано незаконным.
В кассационной жалобе МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор указывает о том, что суды не учли нормы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков.
Административные ответчики в жалобе обращают внимание на то, что в первую очередь фактическое наличие сибиреязвенного скотомогильника может представлять собой опасность для населения, использующего участки в пределах границы санитарно-защитной зоны.
По мнению кассаторов, отсутствие информации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о санитарно-защитной зоне скотомогильника, которая должна быть установлена к 1 января 2022 года, имеет второстепенное значение. Также они полагают, что суды при разрешении административного спора должны были учитывать положения части 14 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
Так, разрешая административный спор и принимая решение о признании незаконным уведомления административного ответчика, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 (далее - Правила), указал, что Управлением не представлены достоверные и допустимые доказательства вхождения спорного земельного участка в санитарно-защитную зону скотомогильника.
Судебная коллегия находит выводы судов основанными на применимых нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 Санитарных правил).
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Пунктом 7.1.12 раздела VII Санитарных правил скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).
Согласно пункту 25 указанных Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Наряду с этим частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
Между тем, как правильно указано судами, доказательств определения границ санитарно-защитной зоны в законном порядке (постановлением Главного государственного санитарного врача либо решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и другим указанным выше образом, и внесения сведений о санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника в Единый государственный реестр недвижимости административным ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом ответ ГБУ "Государственное ветеринарное объединение города Казани" от 5 марта 2020 года, на который ссылается Управление в оспариваемом уведомлении, не может являться доказательством нахождения земельного участка с кадастровым номером N в пределах территории санитарнозащитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, поскольку материалами дела не подтвержден сам факт установления в поселке Борисоглебское города Казани в установленном законом порядке санитарно-охранной зоны сибиреязвенного скотомогильника.
Учитывая данные обстоятельства и приведенное правовое регулирование, суды обеих инстанций верно указали, что оспариваемое решение административного ответчика, влекущее нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, не является основанным на требованиях закона, регулирующего спорные отношения.
Выводы судов основаны на применимых нормах права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с ними по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленных судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.