Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании рассмотрев поданные 13 августа 2021 года и 20 августа 2021 года кассационные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара и Думы городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2021 года по административному делу N 3а-226/2021 по административному исковому заявлению Надежина Александра Валерьевича о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара. Указанное решение официально опубликовано в издании "Самарская Газета", N 59 (3852) 3 апреля 2008 года (карты и схемы), N 64 (3857) 10 апреля 2008 года.
Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в Генеральный план внесены изменения. Данное решение официально опубликовано в издании "Самарской Газете" N 29 (4806) 18 февраля 2012 года.
Административный истец Надежин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать не действующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является сособственником указанного выше земельного участка с видом разрешенного использования - "под строительство индивидуального жилого дома", на которых имеется жилой дом. Часть земельного участка (3/4) расположена в границах красных линий, как и жилой дом, на котором он расположен. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности согласовать в государственных органах строительство нового жилого дома, но и не позволяет провести реконструкцию старого дома.
Решением Самарского областного суда от 26 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено. Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационных жалобах Дума городского округа Самара и Департамент градостроительства городского округа ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов заявители указывают, что оспариваемый Генеральный план принят компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с учетом требований градостроительного законодательства, установление красных линий является реализацией представительным органом местного самоуправления дискретных полномочий, направленных на развитие территории муниципального образования.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено ввиду следующего.
Так, как следует из материалов административного дела, Надежин А.В, Надежина Е.Ю. являются собственниками земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес".
Право собственности указанных лиц на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 606 +/- 8 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома", жилой дом площадью 61, 9 кв. м, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2020 года.
Уведомлением Главы городского округа Самара от 20 октября 2020 года N N Надежину А.В. сообщено о недопустимости размещения индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как часть объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: N, предполагается разместить в границах красных линий.
Как следует из ответа Департамента градостроительства городского округа Самара от 24 ноября 2020 года N N часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самары от 17 ноября 2020 года часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий в соответствии со Схемой N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктурой Генерального плана городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539.
Разрешая административный спор и признавая Генеральный план не действующим в части, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено, а проект красных линий должен утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на применимых нормах материального права и при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей по состоянию на 20 марта 2008 года, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на указанную дату установлено, что генеральный план содержит, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Такое правовое регулирование сохранено и в нормах статей 23, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату вынесения судом первой инстанции решения.
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции действовавшего на период рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, действующее правовое регулирование также не предусматривает отображения в генеральном плане красных линий.
Руководствуясь названным правовым регулированием, суды пришли к правильным выводам о том, что Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит признанию недействующим.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, установлении всех юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы авторов кассационных жалоб о принятии нормативного правового акта полномочным органом с соблюдением требований закона к его форме, виду и процедуре принятия, правил введения в действие, не могут повлечь отмену поставленных по делу судебных актов, вытекающих из установленного несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Думы городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.