Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 августа 2021 года кассационную жалобу публичного акционерного общества "Химпром" на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республике от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-432/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к ПАО "Химпром" о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя ПАО "Химпром" по доверенности Виноградовой Л.Е, возражения прокурора Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ПАО "Химпром" (далее - административный ответчик) с вышеназванными требованиями.
В обоснование административного иска прокурором указано, что 9 декабря 2020 года прокуратурой г. Новочебоксарска во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны в ПАО "Химпром".
В результате проведенной проверки установлено, что на территории ПАО "Химпром" находятся 7 защитных сооружений гражданской, находящиеся в расчете для укрытия наибольшей рабочей смены.
Данные убежища имеют особый статус объектов гражданской обороны и особое предназначение, созданы исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
В ходе проводимых проверок состояния, сохранности и использования указанных защитных сооружений гражданской обороны было установлено, что они находится в непосредственном пользовании ПАО "Химпром" и не используется по целевому назначению, не соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам непригодны к эксплуатации в качестве убежищ, не обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, в связи с чем нарушаются права неограниченного круга лиц на их укрытие от очага поражения.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор, обратившись в суд, просил признать незаконным бездействие административного ответчика и возложить на него обязанность: 1) в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования систем вентиляции; 2) привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; 3) закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы; 4) провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения; 5) обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения, герметичность дверей и аварийных выходов, произвести проверку убежища на герметичность; 6) обеспечить в защитных сооружений гражданской обороны влажность воздуха не выше 65 - 70% и температуру воздуха не ниже +10 град. С.; 7) установить аварийные безнапорные емкости, обеспечить запас питьевой воды; 8) организовать проведение ежегодных, специальных и комплексных проверок защитных сооружений; 9) организовать проведение проверок состояния ограждающих конструкций защитных сооружений; 10) организовать проведение проверок состояния системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения; 11) организовать проведение проверок технического состояния фильтров - поглотителей защитного сооружения; 12) организовать проведение проверок технического состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств; 13) организовать техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения, установив срок для исполнения решения суда 6 месяцев.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республике от 17 мая 2021 года, административные исковые требования заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики удовлетворены.
В кассационной жалобе ПАО "Химпром" ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, и просить принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска прокурора.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, повторяя содержание апелляционной жалобы, указывает, что судами не учтено, что ранее 25 октября 2019 года ГУ МЧС по Чувашские Республики уже было вынесено предписание в отношении ПАО "Химпром" об устранении нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны. Данное предписание обязывает административного ответчика выполнить те же самые мероприятия, что и заявлены прокурором, в связи с чем оснований для принятия судебного акта, как полагает, заявитель кассационной жалобы, не имеется. Кроме этого, часть мероприятий уже была выполнена административным ответчиком. Также судами не принято во внимание то, что 9 февраля 2021 года ПАО "Химпром" направил Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике и ГУ МЧС России по Чувашской Республике уведомление о расторжении договора от 18 июля 2013 года N N о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, что снимает с ПАО "Химпром" обязанность по содержанию объектов гражданской обороны, поскольку они выбыли из его владения. Определяя срок устранения нарушений, как считает кассатор, суд первой инстанции, что оставлено без внимания судом апелляционной инстанции, не учел большой объемом работ и значительность материальных затрат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда кассационной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Так, как следует из материалов административного дела, 9 декабря 2020 года прокуратурой города Новочебоксарск Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики совместно со специалистом ОНД и ПР по г. Новочебоксарску проведена проверка требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны в ПАО "Химпром".
Согласно акту от 9 декабря 2020 года, в ходе проверки установлено, что учреждением ПАО "Химпром" не соблюдаются требования законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, в частности, организацией не проводятся мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны по подготовке защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитного сооружения гражданской обороны; организацией при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; организацией не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств.
По факту выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой города Новочебоксарска в адрес административного ответчика внесено представление от 25 февраля 2020 года N 04-05-2020 о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Разрешая административный спор и признавая незаконным бездействие ПАО "Химпром" г. Новочебоксарск Чувашской Республики в сфере гражданской обороны и возлагая на ответчика обязанность устранить нарушения требований закона, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: "адрес", балансодержателем которых по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18 июля 2013 года N 2450 является ПАО "Химпром", не соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам и являются непригодными к эксплуатации в качестве убежищ, не обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, возможность их использования по назначению, чем нарушается право неограниченного круга лиц.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьей 1 упомянутого закона под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Федерального закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанных объектов создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение о гражданской обороне), также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных: бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО).
Пунктом 1.2 Правил установлено, что требования упомянутых Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Согласно пункту 3.1.1 Правил при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования е возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Положение о гражданской обороне от 26 ноября 2007 года N 804 определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
К объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (пункт 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
Как следует из материалов дела, ОАО "Химпром", с одной стороны, и Территориальное управление Росимущества в Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, с другой, заключили договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18 июля 2013 года N 2450.
На основании пункта 1 договора ОАО "Химпром" обязуется содержать объектовые средства связи и оповещения, локальную систему оповещения в готовности к использованию по назначению. Принимает в безвозмездное пользование средства коллективной защиты и другое имущество, находящееся в защитных сооружениях ГО, находящиеся по адресу Чувашская Республика, "адрес", в том числе средства связи и оповещения гражданской обороны, перечисленные в подпункте 1.1, а также, перечисленные в подпункте 1.2: состоящие в расчете для укрытия НРС - 8 защитных сооружений ГО, в том числе встроенных - 7 убежищ, отдельно стоящее - 1 убежище; не состоящие в расчете для укрытия НРС - 6 встроенных убежищ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Договора ОАО "Химпром" обязуется сохранять состоящие в расчете для укрытия персонала НРС защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
25 октября 2019 года по результатам проверки в отношении ПАО "Химпром" отделом государственного пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике выдано предписание N 17 по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, по разным видам нарушений указан срок исполнения - до 1 октября 2020 года и 1 октября 2021 года.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и установив, что административным ответчиком допущены нарушения эксплуатации объектов гражданской обороны, суды обоснованно признали бездействие ПАО "Химпром" незаконным и возложили обязанность по их устранению.
Отклоняя доводы административного ответчика о том, что отказ от договора, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике и ГУ МЧС России по Чувашской Республике, является основанием для освобождения от обязанности по содержания объектов гражданской обороны, суды обоснованно указали, что лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном частью 7 статьи 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" для прекращения обременения. Эти условия, согласно материалам дела, ПАО "Химпром" не соблюдены.
Тот факт, что суд возложил на административного ответчика обязанность устранить нарушения закона, которые ранее были выявлены в октябре 2019 года отделом государственного пожарного надзора и указаны в предписании органов пожарного надзора от 25 октября 2019 года, не свидетельствует о судебной ошибке, поскольку реализация надзорным органом своих полномочий путем внесения соответствующего предписания, не исключает возможность обращения прокурора с административным иском в суд и принуждения административного ответчика к устранению нарушений.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, само по себе создание соответствующей комиссии по проведению организации проверок не означает устранение указанных в административном иске прокурора нарушений, имеющих иную природу их возникновения.
Определяя срок устранения нарушений, суд первой инстанции руководствовался характером допущенных нарушений, и возможным наступлением неблагоприятных последствий. По мнению суда кассационной инстанции, довод автора кассационной жалобы о значительности материальных затрат, необходимых для устранения нарушений, не свидетельствует о том, что указанный срок был установлен судом первой инстанции необоснованно. Напротив. Необходимость указания этого срока в судебном акте, обусловлена требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом административный ответчик не лишен возможности реализовать свое права на предоставление ему отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта в соответствии со статьей 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит постановленные по делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республике от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Химпром" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года и апелляционного определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республике от 17 мая 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.