Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 14 сентября 2021 года кассационную жалобу Чуркина Валерия Викторовича на решение Котельничского районного суда Кировской области от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 10 сентября 2021 года по административному делу N 2а-3/198/2021 по административному исковому заявлению Чуркина Валерия Викторовича об отмене регистрации кандидатов в депутаты.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
На 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Орловской районной Думы Кировской области шестого созыва.
Решениями территориальной избирательной комиссии Орловского района по выборам депутатов Орловской районной Думы Кировской области шестого созыва от 20 июля 2021 года N 45/682, N 49/686, от 27 июля 2021 года N 65/702, от 2 августа 2021 года N 86/723, от 10 августа 2021 года N 119/736 зарегистрированы кандидатами в депутаты Орловской районной Думы Кировской области: Березин А.В, Жантлю К.К, Зыков А.Г, Кислицына О.С, Колеватова Н.Б, выдвинутые Орловским районным местным отделением политической партии "Единая Россия". Также, решениями упомянутой территориальной избирательной комиссии от 20 июля 2021 года N 48/68523, от 27 июля 2021 года N 56/693, от 3 августа 2021 года N 85/722, от 6 августа 2021 года N 101/438 зарегистрированы Кротов Э.Л, Сорокожердьев Л.В, Уртминцев Е.А, Онучин И.С, выдвинутые Орловским районным отделением Коммунистической партии Российской Федерации.
Чуркин В.В, также зарегистрированный кандидатом в депутаты Орловской районной Думы Кировской области шестого созыва по Орловскому пятимандатному избирательному округу N 2 решением территориальной избирательной комиссии Орловского района по выборам депутатов Орловской районной Думы Кировской области шестого созыва от 30 июля 2021 года N 80/71, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации вышеназванных кандидатов в депутаты.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в нарушение требований пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и пункта 10 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по состоянию на 7 сентября 2021 года предвыборные программы политических партий "Единая Россия" и "Коммунистическая партия Российской Федерации", выдвинувших данных кандидатов, в муниципальном периодическом печатном издании Орловского района не опубликованы, что, по мнению Чуркина В.В, является основанием для отмены регистрации указанных кандидатов.
Решением Котельничского районного суда Кировской области от 9 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 10 сентября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Чуркина В.В. отказано.
В кассационной жалобе административный истец Чуркин В.В. просит об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм процессуального и материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. Заявитель по приведенным в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе доводам не соглашается с выводами судов об отсутствии правовых оснований для отмены регистрации кандидатов.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено ввиду следующего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Основания для отмены судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, приведены в содержании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
К числу таких оснований подпункт "а" упомянутого пункта относит возникновение вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з, " "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 поименованного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что основаниями отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"); для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях", при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.
Пунктом 10 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что предвыборные программы политических партий, выдвинувших кандидатов, размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находятся в свободном доступе для граждан, в связи с чем отсутствие данной публикации в периодическом печатном издании Орловского района не свидетельствует о нарушении прав избирателей, кандидатов в депутаты, влекущее отмену регистрации кандидатов в депутаты Орловской районной Думы Кировской области: Березина А.В, Жантлю К.К, Зыкова А.Г, Кислицыну О.С, Колеватова Н.Б, Кротова Э.Н, Сорокожердьева Л.В, Уртминцева Е.А, Онучина И.С.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, предвыборные программы политических партий "Единая Россия" и "Коммунистическая партия Российской Федерации" своевременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах названных политических партий (https://kirov.er.ru, https://kprf43.ru).
Отвергая доводы административного истца об отсутствии опубликования предвыборных программ политических партий в муниципальном периодическом печатном издании Орловского района, как основания для отмены регистрации кандидатов, суды верно констатировали, что это само по себе, при наличии этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не нарушает прав избирателей, кандидатов в депутаты, в том числе Чуркина В.В.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра постановленных по делу судебных актов судов обеих инстанций, в том числе по доводам кассационной жалобы. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по административному делу судебных актов, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, основанные на ином толковании норм права, направлены исключительно на пересмотр постановленных по делу судебных актов для целей принятия решения в пользу административного истца при отсутствии какого - либо нарушения закона судами при рассмотрении административного дела, что в силу требований статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить поводом к отмене законных и обоснованных судебных актов.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Котельничского районного суда Кировской области от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чуркина Валерия Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.