Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-132/2021 по иску Андреевой М.Д, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Андреева М.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) (далее - УПФР в Вурнарском районе Чувашской Республики) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. Требования мотивированы тем, что 11 декабря 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с уходом за ребенком - инвалидом Андреевой Н.Ю, 17 марта 2009 года рождения, до достижения возраста 8 лет в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением УПФР в Вурнарском районе Чувашской Республики от 22 декабря 2020 года N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с уходом за ребенком-инвалидом в связи с тем, что в настоящее время она занимает муниципальную должность, и при рассмотрении вопроса о праве на досрочную пенсию по старости следует руководствоваться кроме пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" также частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", поэтому страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть назначена не ранее 9 августа 2022 года. Полагала отказ незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, так как с заявлением на назначение пенсии по старости как муниципальный служащий она не обращалась, обратилась за назначением досрочной страховой пенсии в связи с воспитанием ребенка - инвалида до достижения возраста восьми лет по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом закон исключений не содержит, изменение предельного возраста для возникновения права на пенсию не предусмотрено для лиц, которым назначается пенсия по данному основанию.
Истица Андреева М.Д. просила признать решение ответчика от 22 декабря 2020 года N незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 11 декабря 2020 года.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года, исковые требования Андреевой М.Д, удовлетворены. Признано решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) N от 22 декабря 2020 года незаконным. Обязали Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) назначить Андреевой М.Д, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 11 декабря 2020 года. Взыскали с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в пользу Андреевой М.Д, государственную пошлину в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Андреевой М.Д, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11 декабря 2020 года Андреева М.Д. обратилась в УПФР в Вурнарском районе Чувашской Республики с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка - инвалида с детства до достижения возраста 8 лет на основании пункта 1 части 1статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Вурнарском районе Чувашской Республики от 22 декабря 2020 года N Андреевой М.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на то, что она занимает муниципальную должность, и в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" у нее возникнет не ранее 9 августа 2022 года либо при увольнении с муниципальной должности.
Андреева М.Д. является матерью Андреевой Настасьи Юрьевны, 17 марта 2009 года рождения, которой с 21 января 2010 года по 01 февраля 2012 года установлена инвалидность и которая признана ребенком-инвалидом, что подтверждается выпиской ФГУ "ГБ-МСЭ" по Чувашской Республике из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия N от 21 января 2010 года, справкой ФГУ "ГБ-МСЭ" по Чувашской Республике серия N от 01 февраля 2011 года, справками, выданными главой Болышеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о том, что по настоящее время Андреева М.Д. имеет состав семьи ее саму и дочь ФИО1
Андреева М.Д. замещает должность заместителя главы администрации - начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрация Ибресинского района Чувашской Республики; должность заместителя главы администрации - начальника отдела включена в реестр должностей муниципальной службы Чувашской Республики, утвержденного Законом Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N62 "О муниципальной службе Чувашской Республике".
По сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Андреевой М.Д. на 1 января 2021 года она имеет страховой стаж 27 лет 10 месяцев 16 дней, ИПК 41, 946.
Отец Андреевой Н.Ю. - ФИО4 правом, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка-инвалида не воспользовался.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Андреева М.Д. приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", как родитель, воспитавший ребенка инвалида с детства до достижения им возраста восьми лет, и страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"; действующим пенсионным законодательством не предусмотрено изменение возраста для возникновения права на пенсию гражданам, которым назначается досрочная страховая пенсия по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях по старости".
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, приходит к следующим выводам.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании и применении норм материального права судами первой и апелляционной инстанции заслуживают внимания.
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу страховая пенсия назначается по достижении женщинам 55 лет.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начинаяс 1 июля 2017 года до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11, 12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, право на назначение досрочной пенсии определяется согласно Приложению 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, то есть имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Таким образом, законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав на необходимость достижения Андреевой М.Д. возраста 50 лет + 24 месяца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года подлежат отмене, поскольку судебные акты постановлены при неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Андреевой М.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с11 декабря 2020 года.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Андреевой М.Д, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании решения управления N 39 от 22 декабря 2020 года незаконным, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11 декабря 2020 года отказать.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.С.Уланова
Е.В.Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.