Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Колесникова Вячеслава Александровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 31 марта 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Стройресурс" Колесникова Вячеслава Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 января 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 31 марта 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Стройресурс" (далее ООО "Строительная фирма "Стройресурс", Общество) Колесников В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Колесников В.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно части первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Согласно пункту 3.6 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок) результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N1 к Порядку.
Пунктом 3.4 указанного выше Порядка предусмотрено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Согласно подпункту 3.7 раздела 3 Порядка работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N2 к Порядку.
Пунктом 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года N302н, определено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Как усматривается из материалов дела на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 13 августа 2020 года N 13/2-2-20-ПР/12-5045-И/44-170 должностным лицом этого органа в отношении ООО "Строительная фирма "Стройресурс" проведена внеплановая документальная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 15 сентября 2020 года.
По факту выявленных нарушений 29 сентября 2020 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Мордовия в отношении директора Общества Колесникова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу в нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, в карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работников (облицовщиков-плиточников) "данные изъяты" (плотник) не указаны наименование типовых норм, пункт типовых норм, размеры перчаток и рукавиц, ФИО руководителя структурного подразделения; так же в карточке учета выдачи СИЗ работника Тушинского не указан размер обуви. В карточках учета выдачи СИЗ работников "данные изъяты" наименование СИЗ и количество СИЗ на год не соответствует типовым нормам (нарушение пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N290н);
выдача рукавиц или перчаток не отображается в карточках учета выдачи СИЗ указанных работников (нарушение абзаца 3 пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N290н);
работники "данные изъяты" не обеспечены респираторами, наушниками противошумными или вкладышам противошумными. Не представлены документы, подтверждающие выдачу вышеуказанных СИЗ (нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N290н);
протоколы проверки знаний требований охраны труда работников не соответствуют утвержденной форме (нарушение пункта 3.6 Постановления Минтруда и образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охранный труда работников организации);
не создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке для проведения проверки знаний требований охраны труда работников (нарушение пункта 3.4 Постановления Минтруда и образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охранный труда работников организации);
работникам не выдаются удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда (нарушение пункта 3.7 Постановления Минтруда и образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охранный труда работников организации);
не утвержден список контингентов, подлежащих периодическим и (или) предварительными осмотрам (нарушение пункта 19 Приложения N3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N302 н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Общества постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Колесникова В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Утверждения Колесникова В.А. о том, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признаны судебными инстанциями не соответствующими выясненным обстоятельствам и показаниям инспектора труда Надежкиной А.Г..
Довод заявителя о наличии в его действиях признаков объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 3 и частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан состоятельным в силу следующего.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
При этом под средствами индивидуальной защиты в части 4 указанной выше статьи понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Часть 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность, в том числе, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, в то время как Колесникову В.А. вменяется несоответствие протоколов проверки знаний требований охраны труда утвержденной форме, отсутствие в Обществе комиссии по проверке знаний.
Поскольку в рассматриваемом деле, основанием для привлечения директора Общества к административной ответственности явились вышеизложенные факты выявленных нарушений, а также факты ненадлежащего ведения личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, необеспечения работников средствами индивидуальной защиты, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о квалификации действий заявителя по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Колесникова В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение, были проверены судебными инстанциями в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 31 марта 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Стройресурс" Колесникова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колесникова В.А. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.