Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калашникова А.А. на решение Железнодорожного районного суда города Орла от 1 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Калашникова А.А. к администрации города Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Калашникова А.А. - Мосина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Калашников А.А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении жилого помещения, обязать солидарно предоставить ему в собственность жилое благоустроенное помещение во внеочередном порядке площадью не менее 36 квадратных метров, пригодное для постоянного проживания.
В обоснование административного иска указал, что является участником и ветераном Великой Отечественной войны, проживает в однокомнатной квартире общей площадью 33, 8 квадратных метров с членами семьи - супругой, внуком и правнучкой, на каждого члена семьи приходится 8, 45 квадратных метров. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) он и члены его семьи, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При этом право выбора формы социальной поддержки принадлежит ему. Он обращался с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья, однако жилое помещение не было предоставлено. Считает такое бездействие незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда города Орла от 1 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 июля 2021 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 июля 2021 года, Калашников А.А. просит отменить состоявшиеся судебные постановления и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Считает, что суды не рассмотрели спор по существу, поскольку ему должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение не менее 36 квадратных метров в натуре, размер социальной выплаты не достаточен для приобретения жилья. Полагает, что примененное судами в данном деле постановление Правительства Орловской области, не предусматривающее права на получение жилого помещения в натуральной форме, не должно применяться ввиду противоречия федеральному законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону о ветеранах.
Право участников Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 названного закона.
Статьей 23.2 Закона о ветеранах определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Так, согласно пунктам 1 и 2 этой статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона о ветеранах категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
В Орловской области форма и условия субсидирования и предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом о ветеранах и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 определены Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года N 34 (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка он распространяется, в том числе, на участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 3 Порядка, мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты (далее - социальная выплата) на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по договору долевого участия, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. По письменному заявлению гражданам может быть предоставлено жилое помещение площадью, превышающей социальную норму, в случае, если разница оплачивается за счет собственных средств граждан при приобретении жилья в собственность, либо за счет средств местного бюджета - по договору социального найма.
Расходы на предоставление гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность осуществляется соответствующими органами местного самоуправления за счет субвенций из областного бюджета в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета, собственных средств граждан, иных не запрещенных законодательством источников.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, социальная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, предоставляется в размере, не превышающем расчетную стоимость 36 квадратных метров общей площади жилья на одного человека исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Орловской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Лицам, имеющим жилые помещения на праве собственности, социальная выплата предоставляется на площадь жилого помещения, рассчитанную как разность между 36 квадратными метрами и площадью жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Калашников А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 33, 8 квадратных метров по адресу: "адрес".
Калашников А.А. обращался в администрацию города Орла с заявлением от 15 января 2010 года о предоставлении ему двухкомнатной квартиры или компенсации по рыночной стоимости. В ответе администрации города Орла от 11 февраля 2010 года указано, что Калашников А.А. с женой проживает в благоустроенной квартире общей площадью 33, 8 квадратных метров по "адрес"; на каждого члена семьи приходится 16, 9 квадратных метров, что превышает учетную норму.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в настоящее время по указанному адресу вместе с Калашниковым А.А. зарегистрированы и проживают его жена Калашникова Л.Н. и внук Калашников А.В. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Калашникову А.А, доля в праве 1/34, и Калашниковой Л.Н, доля в праве 33/34, дата государственной регистрации права - 25 февраля 2021 года.
3 ноября 2019 года Калашников А.А. обратился в администрацию города Орла с заявлением от 11 мая 2020 года о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и незамедлительном предоставлении ему соответствующего жилья.
19 ноября 2020 года администрацией города Орла Калашникову А.А. было разъяснено, что для решения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении следует представить в жилищный отдел администрации города Орла необходимый пакет документов.
13 января 2021 года Калашников А.А. направил в администрацию города Орла заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении соответствующего жилья с приложением документов.
Постановлением администрации города Орла от 20 января 2021 года N 124 Калашников А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
2 апреля 2021 года Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в адрес Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области представлен Сводный реестр ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета по состоянию на 1 апреля 2021 года, в который включен Калашников А.А.
15 апреля 2021 года Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области направил в адрес администрации города Орла письмо о том, что учетное дело Калашникова А.А. не актуализировано, так как отсутствуют заявление Калашникова А.А, сведения о зарегистрированных лицах, решение органа местного самоуправления о предоставлении Калашникову А.А. социальной выплаты.
15 апреля 2021 года администрация города Орла уведомила Калашникова А.А. о необходимости предоставления в жилищный отдел управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла заявления о предоставлении мер социальной поддержки.
23 апреля 2021 года администрация города Орла направила в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области дополнительно к документам ветерана Великой Отечественной войны Калашникова А.А. справки о регистрации и сообщила, что заявление о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем Калашниковым А.А. не представлено.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административные ответчики действовали в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года N 34. Калашниковым А.А. не был соблюден установленный законом заявительный порядок реализации права на получение мер социальной поддержки. При отсутствии заявления Калашникова А.А. административными ответчиками не могут быть совершить действия по предоставлению мер социальной поддержки.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку Калашников А.А. является участником Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Исходя из установленного положениями федерального и регионального законодательства специального порядка реализации права на предоставление данных мер социальной поддержки, Калашников А.А, как лицо, имеющее жилое помещение на праве собственности, вправе получить социальную выплату на площадь жилого помещения, рассчитанную как разность между 36 квадратными метрами и площадью жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности (пункт 8 Порядка).
Вместе с тем, будучи поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 20 января 2021 года, Калашников А.А. не обратился с заявлением о предоставлении данной меры социальной поддержки, хотя 15 апреля 2021 года администрация города Орла уведомляла о необходимости предоставления такого заявления.
Принимая во внимание исключительно заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки, он не могли быть предоставлены Калашникову А.А. в отсутствие соответствующего заявления.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с формой предоставления мер социальной поддержки, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах, не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих предоставление мер социальной поддержки в форме и в порядке, установленных данным нормативным актом.
Калашников А.А. не лишен права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, для реализации которого необходимо обратиться с соответствующим заявлением. В этой связи не имеется оснований считать право административного истца нарушенным оспариваемым бездействием.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Орла от 1 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калашникова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.