Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 ноября 2020 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 ноября 2020 года, оставленными без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года, решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2021 года, акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (далее - АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" ставит вопрос об отмене постановления от 03 ноября 2020 года, судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Свои требования заявитель мотивирует следующим.
В период с 29 июня по 27 июля 2020 года Росприроднадзором проведена плановая проверка АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" по вопросу соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр, о чем оформлен акт проверки от 27 июля 2020 года.
Акт проверки от 27 июля 2020 года не содержит выявленных нарушений Правил охраны подземных водных объектов, при этом, оспариваемое постановление принято по результатам вышеуказанной проведенной проверки.
На момент получения лицензии на право пользования недрами СЛХ 01805 ВЭ от 17 ноября 2005 года и заключения лицензионного соглашения, отсутствовало правовое регулирование порядка подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений, данный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года, вступившим в действие с 18 марта 2010 года, а следовательно, не может применяться при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Заявитель жалобы полагает незаконным возложение на АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" обязанности разработать технический проект месторождения, поскольку ни лицензионным соглашением, ни действующим на момент заключения лицензионного соглашения законодательства, таких требований не установлено.
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица представлены проекты сооружения водоснабжения N5, сооружения водоснабжения N7, сооружения водоснабжения N13, сетей и сооружений водоснабжения.
Указанная документация содержит все признаки технических проектов, которые, по мнению Роспотребнадзора, отсутствовали у АО "Энерго-Газ-Ноябрьск".
Между тем, представленным доказательствам оценка судьей суда Ямало-Ненецкого автономного округа не дана.
Автор жалобы обращает внимание, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено спустя 87 дней после обнаружения, что противоречит требованиям статьи 28.5 КоАП РФ. Административное расследование фактически не проводилось.
29 июня 2021 года дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Положениями пункта 1 статьи 23.2 Закона РФ "О недрах" закреплено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" к административной ответственности) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от 19 июня 2020 года в период с 29 июня по 27 июля 2020 года проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" по осуществлению федерального государственного экологического надзора в части надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Общество является владельцем (пользователем) недр на основании лицензии СЛХ 01805 ВЭ от 17 ноября 2005 года, срок окончания лицензии - 01 января 2029 года.
Целевое назначение лицензии - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ДОЦ-1, ДОЦ-2, ГКНС, КОС, ЛЭПСЭМ, СХК "Ноябрьский".
В ходе проведения проверки установлен факт осуществления деятельности по добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ГКНС, КОС, СХК "Ноябрьский" в отсутствие технического проекта на разработку подземного водозабора (лицензии СЛХ 01805 ВЭ).
Таким образом, АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", являющееся юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, не обеспечило выполнение условий, установленных лицензией СЛХ 01805 ВЭ, что выразилось в осуществлении деятельности по добыче пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ГКНС, КОС, СХК "Ноябрьский" при отсутствии технического проекта на разработку подземного водозабора (лицензии СЛХ 01805 ВЭ).
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2020 года;
-актом проверки от 27 июля 2020 года, в котором в пункте 7 на странице 23 зафиксирован факт осуществления деятельности по добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ГКНС, КОС, СХК "Ноябрьский" в отсутствие технического проекта на разработку подземного водозабора (лицензии СЛХ 01805 ВЭ);
-лицензией СЛХ 01805 ВЭ, выданной ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ДОЦ-1; ДОЦ-2; ГКНС; КОС; ЛЭПСЭМ; СХК "Ноябрьский", составной частью лицензии, в том числе, лицензионное соглашение. В пункте 5.2.2 лицензионного соглашения предусмотрена обязанность владельца лицензии по выполнению установленных стандартов по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременной ликвидации прямых и потенциальных источников загрязнений подземных вод, связанных с пользованием недрами.
Учитывая изложенное, вывод о наличии в деянии "Энерго-Газ-Ноябрьск" состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Довод жалобы о том, что на момент получения лицензии отсутствовал порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений, данный порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года, в связи с чем, не может применяться в рассматриваемом деле, является несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года N118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), пунктом 2 которого предусмотрено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
В данном случае, сам факт выдачи лицензии до принятия вышеобозначенного Положения не свидетельствует о том, что требования Положения не распространяются и не обязательны к исполнению АО "Энерго-Газ-Ноябрьск".
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 7.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 ноября 2020 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.