Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Юнимед" Юффа Е.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Центрального судебного района г. Тюмени от 21 января 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юнимед",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Центрального судебного района г. Тюмени от 21 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Юнимед" (далее - ООО "Юнимед", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор Общества Юффа Е.П. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, вынесении нового судебного акта.
05 июля 2021 года дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Согласование внеплановой выездной проверки на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации с органом прокуратуры не требуется.
На основании поручения заместителя Председателя Правительства "данные изъяты" от 03 августа 2020 года N ТГ-П12-8767кв и в соответствии с абз. 8 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ приказом Роструда от 06 августа 2020 года N 157 "О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда" руководителям территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах РФ необходимо утвердить перечни медицинских учреждений, подлежащих проверкам на территории соответствующего субъекта, согласно представленному Минздравом России списку; сформировать и утвердить графики внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, согласно утвержденных перечней.
Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области 07 августа 2020 года N 25-ОД "О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда", утвержден Перечень медицинских организаций, подлежащих проверкам на территории Тюменской области, в состав которого входит ООО "Юнимед" (п. 36), утвержден График внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, согласно утвержденного перечня, где в ноябре 2020 года запланировано проведение проверки в ООО "Юнимед".
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается, в том числе перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся только, в том числе внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. При этом согласно пп. "б" п. 7 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 438 в указанном случае при проведении проверки допускается выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно абз.3 ст. 357 Трудового кодекса РФ, п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения государственной инспекции труда в Тюменской области организована проверка в отношении ООО "Юнимед" в рамках государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
04 и 07 декабря 2020 года в ходе выездов государственного инспектора труда в на юридический адрес ООО "Юнимед" для ознакомления с документами, общество документы, указанные в распоряжении, не представило, о чем оформлен акт о невозможности проведения проверки от 09 декабря 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24 декабря 2020 года в отношении ООО "Юнимед" протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Юнимед", в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств не имеется.
Требования Закона N294-ФЗ к организации и проведению проверки соблюдены. Распоряжение о проведении проверки вместе с мотивированным запросом доведены до юридического лица, непредставление сведений, запрошенных надлежащим образом и относящихся к предмету проверки, юридическим лицом повлекло невозможность проведения и завершения проверки. Тем самым, юридическое лицо своими действиями (бездействием) воспрепятствовало проведению проверки, действия общества правильно квалифицированы по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств принятия обществом всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не представлено, в связи с чем ООО "Юнимед" обосновано привлечено к административной ответственности. Оснований полагать об отсутствии вины юридического лица не имеется.
Доводы жалобы по своей сущности сводятся к утверждению о том, что ООО "Юнимед" не может быть объектом проверочных мероприятий в рамках приказа руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области 07 августа 2020 года N 25-ОД, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм закона. Аналогичные доводы были предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций, обосновано были отклонены по изложенным в судебных актах мотивам, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Протокол об административном правонарушении при надлежащем извещении юридического лица составлен в присутствии защитника, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол не содержит существенных недостатков, оснований для его возвращения у мирового судьи не имелось. Копия протокола вручена защитнику в установленном законе порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы о допущенных мировым судьей нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в реализации предоставленных ему прав ограничено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Центрального судебного района г. Тюмени от 21 января 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юнимед" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Юнимед" Юффа Е.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.