Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора "данные изъяты" на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского областного суда от 24 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ПАО "Ключевской завод ферросплавов",
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора, государственного инспектора межрегионального Управления Роспотребнадзора от 25 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года, юридическое лицо ПАО "Ключевской завод ферросплавов" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 24 февраля 2021 года постановление от 25 сентября 2020 года, решение районного судьи от 08 декабря 2020 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении ПАО "Ключевской завод ферросплавов" прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых указанные постановление и решение были приняты.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо ставит вопрос об отмене решения судьи Свердловского областного суда от 24 февраля 2021 года, оставлении без постановления от 25 сентября 2020 года.
ПАО "Ключевской завод ферросплавов", в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направило письменный отзыв, в котором жалобу просит оставить без удовлетворения.
13 июля 2021 года дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно содержанию названного постановления должностного лица Росприроднадзора N03-01-08/186-2020, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации Уральским межрегиональным управлением Роспотребнадзора в период с 22 июля по 18 августа 2020 года обнаружены факты, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, а именно в отчете федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год, в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, ПАО "Ключевской завод ферросплавов" представлена недостоверная информация по наличию отходов на конец отчетного периода.
При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности, наличии в его действиях состава административного правонарушения, оставил постановление должностного лица без изменения.
Судья областного суда, установив факт предоставления недостоверной информации, пришел к выводу о том, что у общества отсутствовал умысел на сокрытие или искажение экологической информации, в связи с чем отменил постановление должностного лица и решение судьи районного суда, и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых указанные постановление и решение были вынесены.
Между тем, указанные выводы судьи областного суда не соответствуют положениям законодательства, регулирующего указанные правоотношения, сделаны без учета анализа представленных в материалы дела доказательств.
Положениями статьи 19 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).
На момент составления протокола об административном правонарушении действовал Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 N721 (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункт 5 Порядка).
В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 г. N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (утратил силу с отчета за 2020 год в связи с изданием Приказа Росстата от 09.10.2020 N 627) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления предоставляют форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
Судья областного суда, указывая на отсутствия умышленного сокрытия или искажения информации со стороны ПАО "Ключевской завод ферросплавов", оставил без внимания, что общество имело возможность проверить и скорректировать представляемые сведения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Между тем, в нарушение вышеуказанных процессуальных требований и положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья областного суда не принял мер к полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи Свердловского областного суда нельзя признать соответствующим требованиям процессуальных норм и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом того, что срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек, решение судьи Свердловского областного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Свердловского областного суда от 24 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ПАО "Ключевской завод ферросплавов" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.