Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N11 по Пермскому краю на решение Чердынского районного суда Пермского края от 11 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N11 по Пермскому краю к Исмагилову Андрею Ринатовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N11 по Пермскому краю (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Исмагилову А.Р, в котором, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 75 886 рублей.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что в 2018 году административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Исмагилову А.Р. было сформировано налоговое уведомление на уплату налога в размере 80 886 рублей, в связи с отсутствием оплаты в установленный срок, направлено требование.
Судебный приказ, вынесенный по заявлению Инспекции, отменен по возражениям ответчика.
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 11 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, 08 июня 2021 года Межрайонная ИФНС России N11 по Пермскому краю обратилась с кассационной жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит указанные судебные акты отменить, требования жалобы удовлетворить.
Инспекция полагает, что установленная апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в 1 679 928 рублей, внесенная в ЕГРН, подлежит применению с 01 января 2019 года.
Кадастровая стоимость спорного объекта в размере 6 789 390, 24 рублей, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N1588-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края", в соответствии с Налоговым кодексом применялась для целей налогообложения с 01 января 2013 года по 31 декабря 2018 года.
Учитывая изложенное, кадастровая стоимость для расчета налога на имущество в 2018 году применялась в сумме 6 789 390, 24 рублей, оснований для перерасчета налога не имеется.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признана обязательной.
Инспекция направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов административного дела, за Исмагиловым А.Р. зарегистрировано на праве собственности здание (кадастровый номер "данные изъяты"), расположенное по адресу: "данные изъяты" дата государственной регистрации права - 17 марта 2011 года.
Ответчику сформировано налоговое уведомление N4288882 от 27 июня 2019 года на оплату не позднее 02 декабря 2019 года налогов, в том числе, налога на имущество физических лиц в размере 102 631 рубль.
В связи с неуплатой налога в установленный срок, направлено требование на уплату недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год со сроком исполнения до 28 января 2020 года.
Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, после отмены 28 мая 2020 года судебного приказа от 13 мая 2020 года - в суд с административным иском 19 августа 2020 года.
18 декабря 2019 года Пермским краевым судом вынесено решение, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания магазина, расположенного по адресу: "данные изъяты" равная его рыночной стоимости в размере 1 397 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 августа 2019 года.
04 августа 2020 года на основании апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции решение Пермского краевого суда от 18.12.2019 года изменено в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 632, 4 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В измененной части принято новое решение, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 632, 4 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1 679 928 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок, производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 данного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В данном случае, Инспекцией соблюден порядок и сроки направления уведомления, требования, сроки на обращение в суд по взысканию с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент налогового периода 2018 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абзац первый).
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац второй).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац третий).
Законом Пермского края от 10.11.2017 N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Одним из таких оснований может являться решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исходя из системного толкования приведенного правового регулирования, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам или заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а также ретроспективно.
Из материалов дела следует, что Инспекцией начислен административному ответчику за 2018 год налог по объекту с кадастровым номером "данные изъяты", исходя из кадастровой стоимости в 6 789 390 рублей, установленной постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N1588-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 04 августа 2020 года кадастровая стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" установлена в размере рыночной стоимости 1 679 928 рублей на период с 1 января 2018 года и будет действовать для исчисления налога за 2018 год.
При изложенных обстоятельствах, доводы административного истца о необходимости применения в качестве налоговой базы по налогу на имущество за 2018 год иной кадастровой стоимости, не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, помимо прочего, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом первой инстанции произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год, который определен в сумме 25 199 рублей (1, 5% от 1 679 928 рублей).
Положениями пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по формуле H = (H1 - H2) x К + H2, но с применением понижающего коэффициента.
Вместе с тем, в силу предписаний, содержащихся в абзаце 12 пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, вышеуказанная формула, предусматривающая использование понижающих коэффициентов (0, 2, 0, 4, 0, 6), не применяется в отношении объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
В данный перечень под номером 4419 включен объект с кадастровым номером "данные изъяты", в связи с чем, сумма налога подлежит исчислению без учета понижающих коэффициентов.
Расчет налога произведен правильно, к моменту рассмотрения административного дела по существу Исмагиловым А.Р. оплачен.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактически обстоятельствам и правильно примененным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Оснований к отмене вступивших в законную силу судебных актов нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чердынского районного суда Пермского края от 11 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N11 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 15 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.