Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года по административному делу N2а-608/2021 по административному иску Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю к прокуратуре Пермского края о признании незаконными решения о продлении срока проверки, решения о проведении проверки, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Трошкину А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - Пермьстат) обратился в суд с административным иском к прокуратуре Пермского края, в котором просит признать незаконными решение заместителя прокурора Пермского края Черкасова В.А. от 18 сентября 2020 года N242 о продлении срока проверки, решение заместителя прокурора Пермского края Назарова А.А. от 11 ноября 2020 года N491 о проведении проверки.
Обосновывая заявленные требования Пермьстат указал, что 17 июня 2020 года заместителем прокурора Пермского края вынесено решение N242 о проведении проверки на предмет оценки исполнения законодательства об официальном статистическом учете при формировании статистической отчетности по формам N22-ЖКХ (жилище), N22-ЖКХ (ресурсы).
26 июня 2020 года оформлен акт об отказе в доступе к документам при проведении прокурорской проверки, поскольку по устному требованию не предоставлены первичные статистические данные 2019 года, первого квартала 2020 года.
13 июля 2020 года на основании решения проверка приостановлена на два месяца, после чего, 18 сентября 2020 года первым заместителем прокурора Пермского края Черкасовым В.А. свои решением продлил проверку, при этом уведомлений о возобновлении проверки после приостановления административному истцу не поступало.
Таким образом, произошло незаконное продление приостановленной проверки.
11 ноября 2020 года прокуратурой Пермского края принято решение N491 о проведении повторной проверки с целями и предметом, аналогичными указанным в решении от 17 июня 2020 года, по основаниям истечения срока предыдущей проверки и невозможности ознакомления с первичными статистическими данными, что противоречит положениям пункта 4 статьи 21 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации".
Решением Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, направленной 09 июня 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Пермьстат ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения.
Заявитель полагает ошибочным выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что принятие решения о приостановлении прокурорской проверки с указанием срока приостановления, не обязывает органы прокуратуры выносить отдельное процессуальное решение о возобновлении проверки.
Не согласен автор жалобы с позицией суда первой инстанции о том, что прокурор имел право при проведении иной проверки истребовать как непредоставленную Пермьстатом информацию в рамках предыдущей проверки, так и дополнительные сведения.
По мнению Пермьстата, проверка от 11 ноября 2020 года является повторной проверкой с целями и предметом, идентичными указанным в решении о проведении проверки от 17 июня 2020 года, что является нарушением положений Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации".
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил.
Прокурор в суде просила судебные акты оставить без изменения, указав, что доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
В силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции.
Разрешая заявленные Пермьстатом требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", исходил об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца, а также, о соблюдении, при вынесении решений, положений статьи 21 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", регулирующей порядок проведения проверки исполнения законов.
С указанными выводами судов судебная коллегия соглашается.
Как следует из материалов административного дела, 17 июня 2020 года заместителем прокурора Пермского края принято решение о проведении проверки в отношении Пермьстата в срок с 19 июня по 17 июля 2020 года, предмет проверки указан соблюдение нормативно-правовых актов, относящихся к проверке, а также, оценка исполнения законодательства об официальном статистическом учете при формировании статистической отчетности по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы), утвержденным Приказом Росстата от 18.07.2019 N414.
18 июня 2020 года в адрес руководителя Пермьстата направлено уведомление о проведении проверки с требованием подготовить статистические данные.
26 июня 2020 года оформлен акт прокурором отдела по надзору за исполнением законодательством в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края, в котором зафиксировано, что руководитель проверяемого лица отказался представить первичные статистические данные, сославшись на пункт 5 статьи 4, пункт 1 статьи 9 Закона РФ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации, указав, что запрашиваемые сведения являются информацией ограниченного доступа.
13 июля 2020 года на основании решения заместителя прокурора старшего советника юстиции Назарова А.А. приостановлена на 2 месяца проверка от 17.06.2020 года N242 в связи с действиями (бездействием) проверяемого органа, препятствующими проведению указанной проверки.
18 сентября 2020 года первым заместителем прокурора Пермского края государственным советником юстиции 3 класса Черкасовым В.А. вынесено решение о продлении срока проверки по решению от 17.06.2020 года N242 на 30 календарных дней.
На требования прокуратуры об обеспечении 28 и 29 сентября 2020 года доступа к сводной по Пермскому краю статистической информации по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы) по итогам 2019 года, первого и второго кварталов 2020 года, руководителем Пермьстата отказано со ссылкой на Федеральный закон от 29.11.2007 N282-ФЗ.
11 ноября 2020 года заместителем прокурора Пермского края Назаровым А.А. принято решение N491 о проведении проверки в срок с 12 ноября по 10 декабря 2020 года в отношении Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, предметом проверки является оценка исполнения законодательства об официальном статистическом учете при формировании статистической отчетности по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы), по итогам 2019 года, 1-3 кварталов 2020 года.
09 декабря 2020 года срок проведения проверки по решению от 11.11.2020 года продлен на 30 календарных дней.
14 декабря 2020 года требуемые документы административным истцом направлены в прокуратуру.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Вопросы проведения прокурорских проверок регламентируются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (статья 21).
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 4 статьи 21).
В силу пункта 6 статьи 21 проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;
в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.
Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев (пункт 7 статьи 21).
Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи (пункт 8 статьи 21).
Пунктом 12 статьи 21 закреплено, что проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях: по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
Доводы кассационной жалобы аналогичны по своему содержанию аргументам, приведенным в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, в том числе, доводы о необходимости вынесения решения о возобновлении прокурорской проверки, о нарушении оспариваемыми решениями прав административного истца, о наличии признаков повторности проверки по решению от 11.11.2020 года без соответствующих оснований, обоснованно признаны несостоятельными, о чем выводы приведены в апелляционном определении.
Суды обоснованно не установили нарушения прав административного истца оспариваемыми решениями, каких-либо доказательств в подтверждение данным утверждениям, Пермьстат не представил.
На основании пункта 12 статьи 21 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", правомерно отклонены ссылки административного истца на недопустимость проведения повторной проверки, поскольку проверкой от 11 ноября 2020 года истребованы частично документы, касающиеся проверки от 17 июня 2020 года, однако, анализ данных документов ранее не был проведен в виду их непредоставления.
Верным является вывод нижестоящих судов, что в случае указания конкретного периода приостановления проверки, после истечения срока приостановления, отдельного процессуального документа о возобновлении проверки не требуется.
В данном случае, после истечения срока приостановления, срок проведения проверки подлежит исчислению по общим правилам.
Кассационная жалоба не содержит обоснованных доводов допущенных судом нарушениях норм материального права и процессуального права, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем судебные постановления следует признать законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактически обстоятельствам и правильно примененным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Определение в полном объеме изготовлено 22 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.