Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юлмасова Николая Ивановича на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25 января 2021 года по административному делу N2а-382/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России N12 по Тюменской области к Юлмасову Николаю Ивановичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N12 по Тюменской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Юлмасову Н.И, в котором просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 382 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 106 рублей 41 копейки, указывая, что ответчик, являясь плательщиком транспортного налога, в связи с регистрацией за ним легковых автомобилей, в установленные сроки транспортный налог за 2018 год не оплатил, в связи с чем образовалась недоимка, а также, на основании статьи 75 НК РФ, начислены пени.
Решением Ишимского районного суда Тюменской области от 07 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25 января 2021 года, административные исковые требования удовлетворены.
С Юлмасова Н.И. в пользу Межрайонной ИФНС России N12 по Тюменской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 382 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 106 рублей 41 копейки.
В кассационной жалобе, направленной 23 июля 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Юлмасов Н.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, прекращении производства по делу, указав на отсутствие у него обязанности по оплате транспортного налога, недопустимость повторного обращения в суд после отмены судебного приказа, нарушение порядка оформления требования.
Представитель Юлмасова Н.И. в суде доводы и требования, приведенные в жалобе, поддержал.
Инспекцией направлены ходатайство о проведении судебного заседания без участия своего представителя и письменные возражения на жалобу, в которых налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Все лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, 04 июля 2019 года Инспекцией сформировано Юлмасову Н.И. налоговое уведомление на оплату транспортного налога за 2018 год в общей сумме 31 744 рублей, за 2016 год (с перерасчетом) в сумме 124 рублей, всего, с учетом переплаты, в размере 31 382 рублей, со сроком оплаты - не позднее 02 декабря 2019 года.
Ответчику оформлено требование N36580 по состоянию на 19 декабря 2019 года со сроком исполнения до 17 января 2020 года на уплату недоимки по транспортному налогу в сумме 31 382 рублей, пени по транспортному налогу в размере 108, 01 рублей за период с 03 по 18 декабря 2019 года, 23 декабря 2019 года направлено почтовой заказной корреспонденцией.
25 февраля 2020 года определением мирового судьи отменен судебный приказ от 11 февраля 2020 года о взыскании с Юлмасова Н.И. задолженности по обязательным платежам.
24 августа 2020 года в Ишимский районный суд Тюменской области поступило административное исковое заявление Инспекции.
Разрешая заявленные Инспекцией требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в установленный срок исчисленный транспортный налог налогоплательщиком не уплачен; расчет пени произведен правильно; процедура направления требования, срок на обращение в суд налоговым органом соблюдены.
С указанными выводами судов судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статей 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплаты данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленного законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Таким образом, выставлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налога предшествует направление в его адрес соответствующего уведомления.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на спорный период) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога с физических лиц производится порядке, предусмотренном статьей 48 данного Кодекса.
Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признано направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Административным истцом заявлен ко взысканию транспортный налог за 2018 год.
Поскольку за Юлмасовым Н.И. в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства, то в соответствии со статьями 23, 57, 356, 357 Налогового кодекса Российской Федерации, он признавался плательщиком транспортного налога за указанный период.
Положением пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2018 год сформировано 04 июля 2019 года, в связи с неуплатой транспортного налога в срок, предусмотренный налоговым уведомлением (не позднее 02 декабря 2019 года), ответчику направлено, с соблюдением трехмесячного срока, требование от 19 декабря 2019 года, в связи с возникновением недоимки по транспортному налогу за 2018 год.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании также может быть восстановлен судом (пункт 3).
24 августа 2020 года поступил в суд административный иск, в установленный срок после отмены судебного приказа (25 февраля 2020 года + 6 месяцев).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, процедура взыскания недоимки по обязательным платежам, в том числе по транспортному налогу, после отмены судебного приказа предусмотрена положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае, срок на обращение в суд Инспекцией с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год соблюден.
Довод жалобы о ненадлежащем оформлении требования подлежит отклонению.
На основании пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Форма документа утверждена приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 13 февраля 2017 года NММВ-7-8/179@, действовавшего на момент формирования требования от 19 декабря 2019 года.
Требование, направленное административному ответчику, соответствует утвержденной форме документа.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юлмасова Николая Ивановича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 02 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.