Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Можаева Владимира Владимировича на решение Свердловского районного суда города Перми от 15 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 18 января 2021 года по административному делу N2а-2497/2020 по административному иску ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми к Можаеву Владимиру Владимировичу о взыскании недоимки, пени по земельному налогу, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Можаеву В.В, в котором, с учетом уточнений требований, просит взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 1 662 569 рублей, за 2017 год в размере 240 162 рублей; пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 5 583, 46 рублей, за 2017 год в размере 806, 54 рублей, указав, что Можаев В.В. в 2015, 2017 годах являлся плательщиком земельного налога, в связи с регистрацией за ним на праве собственности земельных участков, оплата налога в установленные сроки не произведена, в связи с чем, образовалась недоимка по земельному налогу, а также, на основании статьи 75 НК РФ, начислены пени.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 15 октября 2020 года административный иск удовлетворен частично.
С Можаева В.В. взыскана недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 1 002 569 рублей, за 2017 год в сумме 240 162 рубля; пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 1 583, 46 рубля, за 2017 год в размере 806, 54 рублей, а также, государственная пошлина в размере 14 425, 60 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 18 января 2021 года решение суда от 15 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
С Можаева В.В. взыскана недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 1 662 569 рублей, за 2017 год в сумме 240 162 рубля; пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 5 583, 46 рубля, за 2017 год в размере 806, 54 рублей, государственная пошлина в размере 17 745, 60 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, 15 июля 2021 года Можаев В.В. обратился с кассационной жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Свердловский районный суд города Перми.
Автор жалобы указывает, что судами сделан неверный вывод о соответствии размера кадастровой стоимости ставке земельного налога, при расчете земельного налога за 2015 год.
Заявитель полагает ошибочным расчет земельного налога за 2015 год, без учета кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года. В данном случае, ссылка суда апелляционной инстанции на возможность перерасчета налога только за три налоговых периода (2016, 2017, 2018 годы) не основана на законе.
Судами не дана оценка на применение повышающего коэффициента 2, при исчислении земельного налога за 2017 год.
Определением Свердловского районного суда города Перми от 05 февраля 2020 года принят отказ Инспекции от административного иска о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015-2017 годы.
Таким образом, уже рассмотрен спор между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям.
ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми направила письменные возражения, в которых просит решение Свердловского районного суда города Перми от 12 августа 2020 года, апелляционное определение от 09 декабря 2020 года оставить без изменения.
Ссылается на правомерность применения налоговой ставки в 1, 5% в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, возникли основания для доначисления земельного налога.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Можаев В.В. в 2015, 2017 годах являлся плательщиком земельного налога, поскольку в указанные периоды ему принадлежали на праве общей долевой собственности (по 1/5 доли в праве) земельные участки с кадастровыми номерами - "данные изъяты", расположенные в "данные изъяты".
Инспекцией сформировано налоговое уведомление N51263958 от 16 августа 2018 года на уплату Можаевым В.В. земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы в общем размере 962 969 рублей, установлен срок оплаты - не позднее 03 декабря 2018 года.
29 декабря 2018 года оформлено налоговое уведомление N695617 на оплату ответчиком земельного налога за 2015, 2017 годы (с перерасчетом по налоговому уведомлению N51263958) в срок не позднее 11 марта 2019 года в общей сумме 1 980 279 рублей, из которых: 1 723 141 рубль за 2015 год, 257 138 рублей за 2017 год.
В связи с отсутствием оплаты земельного налога, Инспекцией направлено Можаеву В.В. требование N18292 по состоянию на 25 марта 2019 года со сроком исполнения до 15 мая 2019 года на уплату недоимки по земельному налогу в размере 1 980 279 рублей, пени по земельному налогу в размере 6 650, 44 рублей.
18 сентября 2019 года на основании решения Пермского краевого суда установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года, равной рыночной стоимости, в отношении объектов недвижимости:
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 15 902 кв.м, адрес объекта: "данные изъяты", в размере 68 468 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 15 724 кв.м, адрес объекта: Пермский край, город Пермь, Мотовилихинский район, в размере "данные изъяты" рублей;
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 9 414 кв.м, адрес объекта: "данные изъяты", в размере 31 792 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 17 656 кв.м, адрес объекта: "данные изъяты", в размере 57 306 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 9 018 кв.м, адрес объекта: "данные изъяты", в размере 30 455 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 8 746 кв.м, адрес объекта: "данные изъяты", в размере 29 536 000 рублей.
В решении суда от 18.09.2019 года указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года.
05 февраля 2020 года Свердловским районным судом города Перми вынесено определение, которым принят отказ ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми от административного иска к Можаеву В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в размере 616 107 рублей, пени по земельному налогу в сумме 924, 16 рублей, производство по делу прекращено.
13 октября 2020 года ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми, уточняя заявленные требования о взыскании с Можаева В.В. недоимки и пени по земельному налогу за 2015, 2017 годы, произвела перерасчет налога и пени, с учетом установленной решением суда от 18 сентября 2019 года кадастровой стоимости земельных участков, только за 2017 год. Размер земельного налога за 2015 год определен в сумме 1 723 141 рубль (предъявлено ко взысканию 1 662 569 рублей), за 2017 год - 240 162 рубля.
Принимая решения по заявленным требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура принудительного взыскания Инспекцией не нарушена, однако, при расчете недоимки по земельному налогу за 2015, 2017 годы необходимо принимать во внимание кадастровую стоимость земельных участков, установленную решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года, в связи с чем удовлетворил административные исковые требования частично.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда с приведенными выводами районного суда не согласилась, отметив, что в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет возможен только за три года, предшествующие дате обращения налогоплательщика в суд с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков, исходя из рыночной стоимости, то есть, начиная с 2016 года.
Между тем, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с позицией суда апелляционной инстанции.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 того же Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Кадастровая стоимость земельных участков определена решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года, то есть после 1 января 2019 года, принимая во внимание требования пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2019 года, установленная данным решением суда кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению, начиная с 01 января 2014 года, что не исключает перерасчет земельного налога за 2015 год и начисленных пени.
В рассматриваемом случае, налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания недоимки по земельному налогу за 2015 год в 2018 году, поэтому вопрос о размере подлежащей применению налоговой базы должен быть разрешен по существу, в том числе, с истребованием по инициативе суда доказательств, необходимых для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу в целях правильного его разрешения (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о неверном расчете земельного налога заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии Пермского краевого суда от 18 января 2021 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Пермский краевой суд.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия кассационного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.