Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФСИН России по Свердловской области на решение Тавдинского районного суда от 11 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу N2а-118/2021 по административному иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц, о признании действий незаконными, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, прокурора Трошкину А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - Прокурор) обратился в интересах государства и неопределенного круга лиц в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N26 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области" (далее - ФКУ "ИК N26"), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации (далее - ФСИН России), в котором просил признать незаконными действия ФКУ "ИК N26" по необеспечению раздельного содержания осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений, а также, от лиц, впервые осужденных к лишению свободы, возложить обязанность в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения закона, при невозможности исполнения судебного акта, возложить на ФСИН России через свой территориальный орган (ГУФСИН России по Свердловской области) обязанность по переводу осужденных в другие исправительные учреждения.
Поводом к обращению с иском послужили установленные в декабре 2019 года и марте 2020 года факты содержания в ФКУ "ИК N26" осужденных с особо опасным рецидивом преступлений совместно с лицами, осужденными при отсутствии рецидива или с простым рецидивом.
Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, администрацией исправительного учреждения допущенные нарушения не устранены.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 13 мая 2021 года, административный иск удовлетворен.
Признаны незаконными действия ФКУ "Исправительная колония N26" ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в необеспечении раздельного содержания осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений, лиц, впервые осужденных к лишению свободы, возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе, направленной 21 июля 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГУФСИН России по Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Автор жалобы указывает, что судами не дана оценка заявлению ответчиков о пропуске срока для обращения в суд с административным иском.
По итогам проверок в адрес ФКУ "ИК N26" внесены представления об устранении выявленных нарушений от 27 декабря 2019 года, 17 марта 2020 года, в адрес ГУФСИН представлений о нарушении части 2 статьи 80 УИК РФ в деятельности исправительного учреждения не принимались.
С учетом того, что превентивные меры в отношении ФСИН России, ГУФСИН прокурором не применялись, административный иск удовлетворению не подлежит.
Истцом не представлено доказательств нарушения прав осужденных на здоровье, личную безопасность действиями (бездействием) ФСИН России и ГУФСИН, в связи чем, указанные лица не являются надлежащими ответчиками.
Судами не дана оценка информации о том, что по состоянию на 08 февраля 2021 года в ФКУ "ИК N26" соблюдены положения о раздельном содержании осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от лиц, впервые осужденных.
Требования о возложении на ФСИН России, ГУФСИН обязанности по устранению нарушения не конкретизированы и неисполнимы, учитывая отсутствие обращений исправительного учреждения о принятии мер для обеспечения раздельного содержаний указанных категорий осужденных.
Прокурор в суде просила судебные акты оставить без изменения, указав, что доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Как следует из материалов административного дела, 27 декабря 2019 года, 17 марта 2020 года в адрес начальника ФКУ "ИК N26" Прокурором внесены представления об устранение нарушений требований закона, в которых зафиксированы нарушения требований части 2 статьи 80 УИК РФ, в частности, администрацией исправительного учреждения не обеспечено раздельное содержание лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве от других категорий осужденных.
23 января и 23 апреля 2020 года исправительным учреждением направлена информация Прокурору, в которой сообщено, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Нарушения в части совместного содержания осужденных стало возможным ввиду недостаточного количества локальных участков и помещений для отрядов размещения осужденных, в целях устранения нарушений направлены сведения в ГУФСИН России по Свердловской области.
Положениями пункта 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, указал, что ФКУ "ИК N26" не обеспечено содержание раздельное, изолированное содержание лиц, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от лиц, осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений, а также, от лиц, впервые осужденных к лишению свободы, в связи с чем, возложил обязанность на ФКУ "ИК N26", ГУФСИН России по Свердловской области устранить допущенные нарушения.
С указанными выводами судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается, поскольку суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, их выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда от 11 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.