Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Чирковой Т.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рожкина Андрея Геннадьевича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 июля 2020 года и апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2020 года по административному делу N2а-5613/2020 по административному иску ИФНС России по городу Сургуту Ханты Мансийского автономного округа - Югры к Рожкину Андрею Геннадьевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени по страховым взносам, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по городу Сургуту Ханты Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Рожкину А.Г, в котором просит взыскать с ответчика:
8 561, 58 рубль - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год;
66 рублей 35 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 по 30 мая 2019 года;
2 007, 83 рублей - задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год;
15 рублей 56 копеек - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 по 30 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований Инспекция сослалась на неисполнение Рожкиным А.Г, как плательщиком страховых взносов, обязанности по уплате в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Выставленное Инспекцией требование N53925 от 31 мая 2019 года со сроком исполнения до 09 июля 2019 года, ответчиком не исполнено.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2020 года, административные исковые требования ИФНС России по городу Сургуту Ханты Мансийского автономного округа - Югры удовлетворены.
С Рожкина А.Г. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 8 561, 58 рубль, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 66, 35 рублей за период с 01 по 30 мая 2019 года; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 007, 83 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 15, 56 рублей за период с 01 по 30 мая 2019 года, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 422 рубля 45 копеек.
Не согласившись с принятыми судебными актами, 24 мая 2021 года Рожкин А.Г. обратился с кассационной жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 июля 2020 года и апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2020 года, производство по административному делу прекратить.
Заявленные требования административный ответчик мотивировал следующим.
Полагает, что Инспекцией должны быть представлены доказательства законности выставленного требования N53925 от 31 мая 2019 года, доказательства в подтверждение того факта, что он (Рожкин А.Г.) в период с января по 15 апреля 2019 года являлся арбитражным управляющим, размер страховых взносов, а также, доказательства отсутствия оплаты задолженности в установленный срок.
Кроме того, указал, что суд апелляционной инстанции произвел расчет задолженности по страховым взносам, чего не было сделано налоговым органом при обращении в суд, в связи с чем, суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, закрепленные положениями статьи 308 КАС РФ.
ИФНС России по городу Сургуту Ханты Мансийского автономного округа - Югры направила письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 июля 2020 года, апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рожкина А.Г. без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность предъявленных требований.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судами.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктами 1, 2 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
На основании подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (пункт 6 статьи 279 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая решения по заявленным требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Рожкина А.Г. образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год, на которую правомерно начислены пени, процедура принудительного взыскания задолженности и пени налоговым органом соблюдены.
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с такими выводами районного суда согласился.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судов.
Положениями статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Таким образом, роль суда в процессе доказывания является определяющей, поскольку именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащие установлению в процессе доказывания, предлагает лицам, участвующим в деле представить доказательства, в определенных случаях истребует доказательства, в том числе по собственной инициативе (пункт 5 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый пункта 2).
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего административного дела, является установление обстоятельств обращения Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика по взысканию задолженности по страховым взносам и пени.
Как следует из материалов административного дела, Рожкину А.Г. выставлено требование N53925 от 31 мая 2019 года со сроком исполнения до 09 июля 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговому органу следовало обратиться в срок до 09 января 2020 года.
Между тем, судом первой инстанции не проверены обстоятельства обращения налогового органа к мировому судье, в связи с чем требования приведенных выше положений закона при рассмотрении дела не соблюдены.
Суд апелляционной инстанции, в силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделенный полномочиями по рассмотрению административного дела в полном объеме и не связанный основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, при рассмотрении жалобы Рожкина А.Г. допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального законодательства не устранил.
Судебная коллегия полагает, что допущенные нарушения норм процессуального закона являются существенными.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2020 года отменить.
Направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.