Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-241/2021 по апелляционной жалобе Шерстюка С.А. на решение Калининградского областного суда от 10 сентября 2021 года, которым удовлетворены административные исковые требования Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва к Шерстюку С.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу N4.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, заключение прокурора Смирновой М.В, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением Калининградской областной Думы от 17 июня 2021 года N 332 "О назначении выборов депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.
Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года N 307/1764-7 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва возложены на Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК).
Решением Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва от 10 августа 2021 года N 35/230-5 по указанному избирательному округу кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва зарегистрирован Шерстюк С.А, выдвинутый избирательным объединением "Калининградское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
6 сентября 2021 года Калининград-Ленинградская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии обратилась в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 4 Шерстюка С.А. по основаниям, предусмотренным подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно в связи с установлением факта принадлежности кандидату по состоянию на 4 августа 2021 года иностранных финансовых документов в виде акций (ценных бумаг) Citibank N.A. и Visa Inc, страна эмитента - США, что является нарушением пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Решением Калининградского областного суда от 10 сентября 2021 года административные исковые требования Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии удовлетворены, регистрация кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Шерстюка Сергея Анатольевича, выдвинутого избирательным объединением "Калининградское региональное отделение политической партии "ЯБЛОКО", отменена.
В апелляционной жалобе Калининград-Ленинградская территориальная избирательная комиссия просит дополнить мотивировочную часть решения Калининградского областного суда от 10 сентября 2021 года, полагая, что в ней не в полном объеме отражены обстоятельства, касающиеся процедуры и результата проведенной проверки факта владения кандидатом Шерстюком С.А. акций (ценных бумаг) Citibank N.A. и Visa Inc. по состоянию на 4 августа 2021 года, которые отнесены к иностранным финансовым инструментам.
В апелляционной жалобе Шерстюк С.А. просит решение Калининградского областного суда от 10 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что вопрос о соблюдении избирательной комиссией порядка проведения проверки достоверности представленных кандидатом сведений судом первой инстанции не рассмотрен и не отражен. Избирательная комиссия в обоснование своей позиции ссылается на положения закона, который не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям. В нарушение статей 4-7 Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" судом не исследован ход проведения избирательной комиссией проверки достоверности предоставленных кандидатом сведений, не указаны орган, предоставивший сведения о владении Шерстюком С.А. акциями (ценными бумагами), реквизиты документа, содержащего предоставленные сведения. Информация о количестве ценных бумаг, полученная по запросу суда не соответствует данным, указанным избирательной комиссией. Кроме того, в решении не указано на наличие у ООО "Компания Брокеркредитсервис" полномочий на предоставление информации о владении акциями (ценными бумагами).
До начала рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции от Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года принят отказ Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии от апелляционной жалобы, производство по ней прекращено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата.
Согласно подпункту "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При этом согласно названной норме, пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно пункту 6.1 этой же статьи осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
Требований о соблюдении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом N 79-ФЗ, а также Федеральным законом от 3 декабря 2013 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения кандидатом запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.
Такая информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке: 1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями; 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 3) Общественной палатой Российской Федерации; 4) общероссийскими средствами массовой информации (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ). Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ).
Порядок проверки достоверности представленных кандидатом сведений определен Федеральным законом N 67-ФЗ, а также принятым на его основании указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы".
Согласно пунктам 6.2 - 6.7 статьи 33, статье 60 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами вправе направлять соответствующие запросы кредитным организациям, держателям реестра и депозитариям об имеющихся у них сведениях о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, получать указанные сведения, в том числе посредством информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации; созданные при избирательных комиссиях контрольно-ревизионные службы организуют проверки соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона.
Участники рынка обязаны обеспечить получение запросов избирательных комиссий о предоставлении сведений и направление ответов на них (пункт 3 указания Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У).
Судом первой инстанции установлено, что 29 июля 2021 года Шерстюк С.А. представил в ТИК документы, уведомляющие о выдвижении кандидата, выдвинутого избирательным объединением "Калининградское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу N4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.
4 августа 2021 года Шерстюк С.А. подал в ТИК документы, необходимые для регистрации кандидата по названному одномандатному избирательному округу, в том числе письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Калининград-Ленинградская территориальная избирательная комиссия в пределах компетенции, установленной статьей 25 Федерального закона N 67-ФЗ, приняла решение от 10 августа 2021 года N 35/230-5 "О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Шерстюк С.А.".
На основании вышеприведенных положений Федерального закона N 67-ФЗ избирательной комиссией была организована проверка достоверности представленных кандидатами сведений в порядке, предусмотренном указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У, с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации, подтвержденной сведениями от 30 августа 2021 года с сайта НКО АО "Национальный расчетный депозитарий", наделенной статусом центрального депозитария приказом ФСФР России от 6 ноября 2012 года N, Шерстюк С.А. по состоянию на 4 августа 2021 года владел иностранными финансовыми инструментами, а именно акциями (ценными бумагами) Citibank N.A. в количестве 10 шт, Visa Inc. в количестве 45 шт, страна эмитента - США.
Кроме того, по запросу суда ООО "Компания Брокеркредитсервис" предоставило информацию от 9 сентября 2021 года N, которой подтвердило факт заключения между ним как брокером и Шерстюком С.А. генерального соглашения о комплексном обслуживании на рынке ценных бумаг N от ДД.ММ.ГГГГ года, в рамках которого открыты счета депо N, N, а также принадлежность Шерстюку С.А. по состоянию на 4 августа 2021 года ценных бумаг Citibank N.A. (10 шт.) и Visa Inc. (49 шт.), которым в соответствии с международным стандартом ISIN присвоен международный идентификационный код ценной бумаги N, N соответственно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что кандидат Шерстюк С.А. допустил нарушение установленного пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ запрета на владение иностранными финансовыми инструментами на момент представления документов, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов в Калининградскую областную Думу седьмого созыва, что влечет за собой отмену регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения проверки, неверном указании комиссией в административном исковом заявлении даты принятия Федерального закона N 67-ФЗ, отсутствии у брокера полномочий на предоставление информации на выводы суда не влияют, об отсутствии нарушения Шерстюком С.А. положений действующего избирательного законодательства не свидетельствуют, а потому подлежат отклонению как необоснованные.
Таким образом, принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининградского областного суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстюка Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.