Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу директора ООО "Синее море" Фастовец А.А. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов от 5 июня 2020 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Синее море" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов от 5 июня 2020 года ООО "Синее море" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2020 года постановление должностного лица административного суда оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года вынесенные по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Синее море" Фастовец А.А. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконным и необоснованными, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Синее море" к административной ответственности) использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 8 названной статьи, ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Из части 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели планирующие размещение хозяйственный и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей из Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов информации из средств массовой информации о том, что в пос. Приморском г. Феодосии Республики Крым проводятся строительные работы в границах водоохранной зоны Черного моря с нарушениями требований природоохранного законодательства в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, проведена проверка и установлен факт, что на берегу Черного моря в водоохранной зоне ведутся строительные работы по возведению дайвинг-центра.
Должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица.
По результатам административного расследования 6 декабря 2019 года в районе завода ФГУП "СЗ Море" по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Набережная, д. 1В, установлено проведение строительных работ в границах прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта - Черного моря, в ходе которых осуществлен срез естественной земляной поверхности склона, залита бетонная армированная площадка шириной 13м, длинной 20м. (фундамент для здания), наблюдается размещение отвалов размываемых грунтов, складирования строительных материалов. Покрытие земельного участка, где ведутся работы, имеет естественное земляное покрытие, участок не оборудован специализированными площадками для хранения строительных материалов, конструкций, отходов производства, что исключало бы возможность попадания отходов производства и хозяйственной деятельности, вредных веществ, их составляющих и сбросов в почву и их последующего попадания (в том числе дренирования) в водный объект.
Согласно свидетельским показаниям Яганова И.Л. строительные работы осуществлялись на указанном выше земельном участке с 7 ноября 2019 года по 2 декабря 2019 года. При строительстве применялась тяжелая строительная техника, при этом осуществлен срез естественной земляной поверхности склона, залита бетонная армированная площадка (фундамент для здания).
На основании полученной информации от администрации г. Феодосии указанный земельный участок передан в аренду для строительства водолазного спортивного клуба ООО "Синее море" в срочное платное пользование на 49 лет.
По информации, представленной Крымским отделом АЧТУ Росрыболовства, ООО "Синее море" в рамках строительства объекта водолазно-оздоровительного клуба (дайвинг-центра) осуществление планируемой деятельности в водоохранной зоне с АЧТУ Росрыболовства не согласовывало.
Согласно заключению Керченского филиала ФГБНУ "ВНИРО" ("АзНИИРХ") при несоблюдении режима работы в охранных зонах, а именно, при выполнении земельных работ в водоохранной зоне Черного моря, связанных со срезкой грунта, размещением отвала грунта, устройством мест складирования отходов производства, а также формирование бетонных фундаментов, осуществление движения строительной техники в водоохранной зоне моря, имелась угроза причинения косвенного вреда водным биологическим ресурсам и их среде обитания водным биоресурсам - в результате деформации поверхности водоохранной и рыбоохранной зоны водного объекта (Черного моря) и, как следствие, нарушения поверхностного стока при устройстве полуизолирующих бетонных покрытий, при разработке, перемещении и складировании в отвал грунта, при движении строительной техники на не оборудованных для этого участках в водоохранной зоне моря и среде обитания водных биоресурсов - посредством возможного загрязнения (горюче-смазочными материалами применяемой строительной техники и механизмов, бытовыми и производственными отходами) акватории Черного моря, а также его водоохранной и рыбоохранной зоны, возможного смыва и выноса в акваторию моря частиц размещенного в границах водоохранной зоны отвала грунтов.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы нижестоящих инстанций являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов относительно квалификации действий общества материалы дела не содержат. Так, в соответствии с требованиями статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "Синее море" в пределах санкции части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов от 5 июня 2020 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Синее море" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.