Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салех ФИО13 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 15 октября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года по административному делу N 2а-797/2020 по административному исковому заявлению Салех Ольги Викторовны к Администрации Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Симферопольского района Республики Крым Алексанову ФИО14, главному специалисту, муниципальному инспектору отдела муниципального контроля управления земельно?имущественных отношений и муниципального контроля Администрации Симферопольского района Республики Крым Гузий Павлу Александровичу, заинтересованные лица - Грабова ФИО15, Ивашин ФИО16, Алексеев ФИО17, Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным решения, бездействия и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Салех О.В. обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение администрации Симферопольского района Республики Крым, оформленное письмом главы администрации Алексанова Д.С. от 27 января 2020 г. за исх. N С-24/4614/2 об отказе проводить мероприятия муниципального земельного контроля по факту нецелевого использования земельных участков по "адрес"; признать незаконным бездействие Администрации Симферопольского района Республики Крым по неосуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального района в отношении земельных участков по "адрес"; возложить на Администрацию Симферопольского района Республики Крым обязанность по принятию мер, направленных на осуществление муниципального земельного контроля по факту нецелевого использования земельных участков по "адрес".
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 октября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года решение от 15 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 мая 2021 года, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 9 июня 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 декабря 2019 года в адрес администрации Симферопольского района Республики Крым поступило заявление Салех О.В. в котором ссылается на положения части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, статей 72, 73 ЗК РФ, и указывает на то, что гражданка Грабова О.В. в соответствии со сведениями ЕГРН является собственницей 8-ми земельных участков по "адрес". В соответствии с информацией официального сайта Службы государственного строительного надзора Республики Крым гражданке Грабовой О.В. было зарегистрировано лишь одно уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на одном земельном участке по "адрес", площадью 244 кв.м. Между тем, в нарушение вида разрешенного использования земельных участков Грабова О.В. осуществляет строительство блокированных (танхаус) жилых домов (N 1-N3) на трех смежных участках "адрес", при этом документы выданы с расчетом на одну семью, а не многоквартирный дом.
Указывает, что гражданкой Грабовой О.В. в тендеме с гражданином Ивашиным В.И, гражданином Алексеевым В.А. совершено административное правонарушение - нецелевое использование земельных участков по "адрес". В связи с чем, просила провести в пределах компетенции осмотр места совершения административного правонарушения; назначить и провести в отношении граждан Грабовой О.В, Ивашина В.И, Алексеева В.А. внеплановую проверку по факту нецелевого использования земельных участков по трем вышеназванным адресам; привлечь указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ по каждому объекту земельного правонарушения - три участка - три протокола - три постановления; в соответствии с частью 9 статьи 72 ЗК РФ в связи с выявлением факта размещения объекта капитального строительства на земельных участках, на которых не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направить в орган местного самоуправления поселения, по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.
14 января 2020 года в рамках рассмотрения обращения Салех О.В. NС- 24/4603/5 о фактах самовольного строительства по ул. Кооператоров, 17-а, 17-6, 17-в в с. Родниково Симферопольского района, ведущим специалистом Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Менжелеевым В.В, а также муниципальным инспектором отдела муниципального контроля управления земельно?имущественных отношений и муниципального контроля Гузий П.А. осуществлен выезд на земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес". В ходе выезда и осмотра земельных участков установлено, что на территории указанных земельных участков осуществляется строительство объекта капитального строительства. Визуально установлено, что здание имеет три отдельных входа, между первым и вторым этажами залит сеймопояс, в связи с чем, указанное здание имеет признаки блокированной застройки. На земельных участках присутствуют строительные материалы и бетономешалка, что указывает на осуществление строительства. Указанные участки согласно ПЗЗ Родниковского сельского поселения входят в зону Ж-1 зона застройки индивидуальными жилыми домами, о чем составлен акт обследования
20 января 2020 года за подписью главы администрации Симферопольского района Республики Крым в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Главного управление МЧС России по Республике Крым направлено сообщение о принятии мер в соответствии со статьей 28.11 КоАП РФ по результатам рассмотрения обращения гр. Салех О.В. по вопросам нарушения строительных норм при использовании земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу "адрес", возможного нарушения противопожарных отступов при строительстве зданий расстояний от оси подземного газопровода при использовании указанных земельных участков.
20 января 2020 года за подписью главы Администрации Симферопольского района Республики Крым в адрес Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено письмо о принятии мер по результатам рассмотрения обращения Салех О.В. о фактах самовольного строительства на земельных участках, расположенных по адресу: Симферопольский район, с. Родниково, ул. Кооператоров, 17-а, 17-6, 17-в.
27 января 2020 г..за подписью главы Администрации Симферопольского района Республики Крым был дан ответ N С-24/4614/2 на обращение Салех О.В. от 30 декабря 2019 г, согласно которому в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 год N 59 - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по адресу "адрес" в с. Родниково Симферопольского района был осуществлен выезд, в ходе выезда установлено, что на указанных земельных участках размещен объект незавершенного строительства, имеющий несколько входов. Руководствуясь статьей 23.56, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ материалы осмотра в порядке, предусмотренном статьей 28.1 КоАП РФ направлены в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым для возбуждения дела об административном правонарушении. Ввиду того, что указанный в обращении объект капитального строительства является незавершенным, администрацией самовольно определение целевого назначения (до завершения строительства) не представляется возможным. Соответственно мероприятия муниципального земельного контроля с целью соблюдения требований земельного законодательства по целевому использованию земельных участков с кадастровыми N, расположенных по адресу: "адрес" не представляется возможным. Тем не менее, руководствуясь частями 5, 6, 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г..N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в адрес Грабовой О.В. направлено предостережение о недопустимости нарушений статьи 4 ЗК РФ (в части возможного использования земельного участи не по целевому назначению).
Дополнительно заявителю сообщено, что проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми конструктивным и других характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиям проектной документации, в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодека Российской Федерации относится к полномочиям органом местного самоуправления сельских поселений. Также указано, что информация по факту размещения самовольной постройки направлена в адрес Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Установив изложенное, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленный административному истцу ответ от 27 января 2020 года и действия указанные в нем, а также документы, представленные в подтверждение этих действий, не могут свидетельствовать о бездействии Администрации Симферопольского района Республики Крым по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального района в отношении земельных участков по ул. Кооператоров, 17-а, 17-6, 17-в в с. Родниково Симферопольского района.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно, ссылаясь на положения статей 2, 9, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Крым, утверждено Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 года N 375, указал следующее.
В заявлении Салех О.В. от 30 декабря 2019 года не содержатся основания для проведения внеплановой проверки, указанные в подпункте "б" пункта 10.1 Административного регламента, а указано на совершение Грабовой О.В, Ивашиным В.И, Алексеевым В.А. административного правонарушения - нецелевое использование земельных участков по "адрес"
Вместе с тем, в силу закона в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах муниципального образования Симферопольский район объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а равно и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.
Сообщение о возможных нарушениях действующего законодательства при использовании земельных участков, расположенных по указанному адресу направлены в компетентные органы, для принятия мер.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что предоставленный административному истцу ответ от 27 января 2020 года и действия указанные в нем, а также документы представленные в подтверждение этих действий, не могут свидетельствовать о бездействии администрации Симферопольского района Республики Крым по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального района в отношении земельных участков по указанному адресу.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 15 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 сентября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.