Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Карасовой Н.Х. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Усова ФИО8 на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 июля 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года по административному делу административному исковому заявлению Усова Михаила Александровича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Мищенчук О.Т. о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права и возложении обязанности совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав Усова М.А, адвоката Божко Л.К, судебная коллегия
установила:
Усов М.А. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Мищенчук О.Т, в котором просил признать незаконными и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об отказе в осуществлении кадастрового учета от 12.03.2020 N91/20-7223 и решение об отказе в государственной регистрации права от 12.03.2020 N N; возложить обязанность на административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Усова М.А. об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка КН/УН: N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 23 июля 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года решение суда от 23 июля 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 12 мая 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 10 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Участвующие в деле лица, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Усов М.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ирисовая, участок 16, площадью 2 042 кв.м, с кадастровым номером 91:02:003006:538, вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)".
5 декабря 2019 года административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимости, образованные в результате раздела земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав им были представлены межевой план от 18 ноября 2019 года, квитанции об оплате государственной пошлины.
При проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов установлено, что исходный земельный участок с кадастровым номером 91:02:003006:538 прекращает свое существование путем раздела на 18 вновь образуемых земельных участков, площадью 146, 79, 84, 100, 96, 94, 92, 87, 140, 156, 92, 91, 87, 83, 79, 69, 106, 363 кв.м.
Кроме того, при проведении правовой экспертизы, в рамках межведомственного взаимодействия Севреестром были направлены запросы в Севгосстройнадзор, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Согласно поступившим из административных органов ответам, формирование рассматриваемых земельных участков не представляется возможным ввиду нарушения строительных норм (СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" для земельных участков с видом разрешенного использования: "Для индивидуального жилищного строительства) (код 2.1), а также градостроительного проектирования, в соответствии с которыми минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий сооружений составляет 3 метра; расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках должны быть не менее 6 метров (Ответ Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 20.12.2019 N N).
Согласно ответу Департамента городского хозяйства г. Севастополя (на исх. N N от 12 декабря 2019 года, в ходе проведенного осмотра и фотофиксации выявлено, что на земельном участке расположены объекты неоконченного строительства, визуально представляющие собой жилые дома блокированной застройки, в связи с чем фактическое использование вышеуказанного земельного участка не соответствует целевому назначению.
Уведомлением административного ответчика от 06.03.2020 осуществление государственного учета было приостановлена на основании пункта 7 и пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), поскольку площадь каждого из образуемых земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости приведет к невозможности соблюдения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства Севастополя от 20.04.2017 N 317-ПП "Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя", что является нарушением условий, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ; в связи с поступившими ответами из органов, из которых усматривается нарушение норм градостроительного проектирования города Севастополя; ввиду наличия запрета осуществления регистрационных действий в отношении принадлежащего Усову М.А. недвижимого имущества, и отсутствии в межевом плане акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о присвоении адреса рассматриваемому земельному участку.
Оспариваемыми решениями от 12 марта 2020 года государственным регистратором Управления Мищенчук О.Т. отказано Усову М.А. в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права.
Установив изложенное, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 26, 27, 29 Федерального закона N 218-ФЗ, ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 года N 317-ПП, пришел к выводу о законности оспариваемых решений, поскольку последние были приняты административным ответчиком в соответствии с нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, в пределах предоставленных полномочий, данные решения соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, из которых усматривается наличие правовых оснований для отказа Усову М.А. в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
При этом, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьей 11.9 ЗК РФ, статьей 39 ГрК РФ дополнительно судебной коллегией указано следующее.
Согласно Региональным нормативам градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 N 317-ПП, которым установлены предельные размеры (максимальный и минимальный) земельных участков предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, садового участка, минимальный размер земельных участков, выделяемых для индивидуального жилого дома, составляют 400 кв.м, а максимальный - 1 000 кв.м.
Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, по мнению суда апелляционной инстанции, правовое значение имеет соответствие земельного участка установленным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков как при изначальном предоставлении от уполномоченного органа гражданам, так и при последующем разделе собственником, намерения которого по формированию новых участков не могут быть вне закона.
Образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Поскольку, как указал суд апелляционной инстанции, в настоящее время на территории города Севастополя Правила землепользования и застройки не приняты, как и Градостроительные регламенты, площадь предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, в том числе под индивидуальный жилой дом на территории городского населенного пункта Севастополь, Балаклава, Инкерман, Кача, сельских насланных пунктов, определена в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными Постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 года N 317-ПП, которые не имеют ограничений в сфере применения, то судебная коллегия полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании, доводы административного истца о неприменении в рассматриваемом случае положений названного Постановления от 20 апреля 2017 года N 317-ПП.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечено, что образуемые 18 земельных участков по предложенному административным истцом варианту раздела исходного земельного участка вышеуказанным требованиям не соответствуют.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.