Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Н. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации г. Бахчисарая Республики Крым Скобликова Д.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бурьянова Е.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя Бурьянова Е.Г. по доверенности Морозова Н.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бурьянов Е.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным отказа, администрации г. Бахчисарая Республики Крым от 5 октября 2020 года N 02-29/4432, в предоставлении земельного участка Бурьянову Е.Г. на основании решения Бахчисарайского городского совета от 13 ноября 2007 года N 268-а, решения Бахчисарайского городского совета от 27 августа 2009 года N 629-т в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 мая 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Бурьянова Е.Г.
В кассационной жалобе, поданной главой администрации г. Бахчисарая Республики Крым Скобликовым Д.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Бурьянова Е.Г, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, решением 16 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета Автономной Республики Крым от 13 ноября 2007 года N 268-а удовлетворен протест прокурора от 24 апреля 2007 года N 1749 на решение сессии Бахчисарайского городского совета N 172-в от 30 марта 2007 года. Утверждены материалы предварительного согласования месторасположения и площади земельного участка - акт выбора и обследования земельного участка в натуре от 10 января 2005 года N 26. Субъекту предпринимательской деятельности Бурьянову Е.Г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 2, 5 га, расположенного по ул. Ленина (район городского парка) в городе Бахчисарае, для обустройства и размещения зооуголка.
Решением 32 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета Автономной Республики Крым от 27 августа 2009 года N 629-т на один год продлен срок исполнения решения 16 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета от 13 ноября 2007 года N 268-а.
В администрацию г. Бахчисарая 16 сентября 2020 года поступило заявление Бурьянова Е.Г. о предоставлении в аренду названного земельного участка площадью 2 500 кв. м в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Письмом главы Администрации города Бахчисарая Республики Крым от 5 октября 2020 года Бурьянову Е.Г. отказано в удовлетворении обращения со ссылкой на пункт 7 постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым". Также указано, что в предоставленных заявителем материалах отсутствует документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка - подлинник (либо заверенная копия) решения 16 сессии 5 созыва от 13 ноября 2007 года N 268-а, к заявлению не приложен межевой план. Кроме того, сказано, что у Бурьянова Е.Г. отсутствуют законные основания для получения бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не доказал обстоятельств нарушения его прав и законных интересов обжалуемым решением, а также наличие неблагоприятных последствий, которые для него, как для физического лица, наступили вследствие таких нарушений.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов закреплены в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с частью 5 вышеназванной статьи порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 6 Порядка установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:
1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина;
2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;
3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права.
При переоформлении права аренды земельного участка допускается представление копии договора аренды земельного участка, заверенной в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления или исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета либо государственным или муниципальным архивом.
В случае представления копии договора аренды земельного участка заявитель также представляет в соответствующий уполномоченный орган документы, подтверждающие факт утери заявителем подлинника договора аренды земельного участка: объявление в периодическом печатном издании об утере подлинника договора аренды земельного участка; копию талона-уведомления, подтверждающего факт приема и регистрации территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявления о похищении подлинника договора аренды земельного участка (в случае похищения указанного документа);
4) копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона);
5) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта;
6) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (при подаче заявления представителем заявителя);
7) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии);
8) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 8 Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю;
4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
Пунктом 6 статьи 13 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением администрации города Бахчисарая Республики Крым от 28 сентября 2020 года N 878 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов".
Согласно пункту 5.1 административного регламента, муниципальную услугу предоставляет Администрация города Бахчисарая Республики Крым.
В соответствии с пунктом 6.1 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение договора купли-продажи земельного участка; 2) заключение договора аренды земельного участка; 3) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком; 4) решение (в форме постановления) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; 5) решение (в форме постановления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 6) отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе предоставлению заявителем, в том числе в электронной форме, указан в пункте 9.1 Административного регламента.
На основании пункта 13.1 административного регламента, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка Орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги указан в пункте 13.2 административного регламента. Такими основаниями являются: наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; наличие вступивших в законную силу судебных актов, налагающих меры по обеспечению иска в отношении указанного в заявлении земельного участка (наложение ареста на земельный участок или запрет на распоряжение таким земельным участком).
Кроме того, в силу статьи 13 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лица в безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками: 1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством; 2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами.
Ссылаясь на пункт 7 постановления Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", административный ответчик в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о завершении оформления права на земельный участок указывает на отсутствие в приложенных к заявлению документах подлинника (либо заверенной копии) решения 16-й сессии 5-го созыва от 13 ноября 2007 года N 268-а, а также межевого плана.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 Порядка, в случае, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, такое заявление в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка подлежит возвращению заявителю уполномоченным органом. Отсутствие каких-либо документов, необходимых для оказания государственной услуги, в силу изложенных выше положений законодательства не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Также в обжалуемом решении указано на отсутствие законных оснований для предоставления истцу в собственность испрашиваемого земельного участка. Однако, как следует из заявления Бурьянова Е.Г, он обратился с вопросом о предоставлении земельного участка в аренду, а не в собственность.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и удовлетворении исковых требований с возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Бурьянова Е.Г.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.