Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зубарева М.С, действующего в интересах Березина В.Г, на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области об установлении в отношении Березина В.Г. административного надзора.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Березина В.Г, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Кириенко А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области Цуканов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Березина В.Г. административного надзора сроком на 8 лет с применением следующих административных ограничений: обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Зубаревым М.С, действующим в интересах Березина В.Г, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении судебных актов. Заявитель жалобы просит отказать в установлении административного ограничения в виде запрета Березину В.Г. пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Березина В.Г, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Кириенко А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со пунктом 2 части 2 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Аналогичное указание содержится в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Как следует из материалов дела, приговором Шахтинского городского суда Ростовской области от 19 октября 2017 года Березин В.Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением окончательного наказания в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях Березина В.Г. установлено наличие опасного рецидива преступлений. Срок отбывания наказания исчисляется с 19 октября 2017 года.
Согласно представленной ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области справке, за период отбывания наказания Березин В.Г. имеет 10 взысканий, поощрений не имеет.
Характеристика на осужденного отражает, что Березин В.Г. наказание отбывает в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в обычных условиях, на производстве учреждения не был трудоустроен, к установленному порядку отбывания наказания относится посредственно, характеризуется отрицательно.
Из мест лишения свободы Березин В.Г. освобожден 18 апреля 2021 года.
Установление Березину В.Г. административного надзора сроком на 8 лет с исчислением данного срока с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения являются обоснованными и соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В данном случае ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток, а именно с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующего дня назначены с учетом характера и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), личности Березина В.Г, совершения им преступления в ночное время.
Административные ограничения, установленные Березину В.Г. на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения Березиным В.Г. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия. Формулировки административных ограничений являются точными, соответствуют требованиям закона.
Довод кассационной жалобы о воспрепятствовании Березину В.Г. в трудоустройстве и нормальной жизнедеятельности установлением запрета пребывания вне места жительства в ночное время несостоятелен, поскольку данное ограничение является обязательной профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения поднадзорным правонарушений. При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ орган внутренних дел может дать разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.